Общество
Граждане алкоголики, хулиганы и тунеядцы: как защититься от авиадебоширов
Многие туристы начинают свое путешествие с мероприятий по поднятию тонуса горячительными напитками. После этого некоторых тянет на подвиги, ставящие под угрозу здоровье пассажиров и безопасность полета. Рассмотрим российские и международные практики борьбы с дебоширами и хулиганами во время авиаперелетов.
Нежелательное поведение. Современная российская система авиабезопасности по праву считается одной из самых эффективных в мире. Особое внимание уделяется работе сотрудников служб безопасности отечественных авиакомпаний с неадекватным поведением пассажиров на борту самолетов, прежде всего, с попытками помешать нормальному полету, в том числе с актами хулиганства.
Отечественное законодательство предусматривает достаточно строгие и весьма действенные санкции за нарушение правил поведения граждан на воздушном транспорте. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Предусмотрены и меры уголовной ответственности, но уже за действия, совершенные из хулиганских побуждений и угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. В соответствии со статьей 267.1 Уголовного кодекса РФ, введенной в действие 15 апреля 2017 года, такие правонарушения наказываются штрафом в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Таким образом, нежелательное поведение на борту не только может быть, но и является поводом для возбуждения уголовного дела, что прямо указано в норме статьи 267.1 УК РФ. Это оправданно с точки зрения обеспечения безопасности, прежде всего, пассажиров и экипажа воздушного судна. В связи с тем, что, как отмечено выше, указанная статья действует чуть больше двух лет, статистическая информация по ее правоприменению пока незначительна.
В черный список. Противодействию авиадебоширам в нашей стране на протяжении нескольких последних лет уделяется особое внимание. В период 2009–2017 годов количество хулиганств и других противоправных деяний, совершаемых авиапассажирами, резко выросло и стало превышать несколько десятков в год. При этом такие случаи весьма активно обсуждаются и осуждаются в средствах массовых коммуникаций. Следствием этого стало принятие российскими законодателями закона № 376-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ». В соответствии с ним национальные авиакомпании получили правовые основания на составление реестра лиц, воздушная транспортировка которых ограничена перевозчиком (до этого подобные черные списки составлялись авиапредприятиями без надлежащих правовых оснований); появилась легальная, соответствующая требованиям к обработке персональных данных, возможность проведения предупредительных мероприятий с авиадебоширами и авиахулиганами вплоть до отказа таковым в заключении договора на авиаперевозку в течение одного года еще на стадии приобретения билета на самолет. Закон был принят и введен в силу 4 июня 2018 года.
Подобная мера является на сегодняшний день наиболее действенной, ведь проще предупредить, чем устранять негативные последствия. При этом правотворческий процесс не стоит на месте, рассматриваются возможности по совершенствованию нормативного правового регулирования в данной сфере, в том числе с учетом зарубежного опыта противодействия авиадебошам и авиахулиганству.
Почти за год действия данного закона количество происшествий, связанных с неадекватным поведением пассажиров на борту пассажирских самолетов, снизилось в среднем на 20–30%. Тем не менее авиадебоши время от времени случаются, а значит, необходимо и дальше внедрять профилактические и пресекательные меры.
Спасет ли искусственный интеллект? Идея внедрения черных списков авиадебоширов не уникальна, подобный опыт распространен в большинстве авиакомпаний мира, особенно в крупных. Ее реализация в нашей стране продиктована объективными причинами и необходимостью усовершенствовать методы обеспечения безопасности авиаперевозок. Уже много лет подобным происшествиям уделяется очень много внимания в средствах массовых коммуникаций, что морально подготовило российское общество к введению подобного рода ограничений.
Важно обратить внимание на опыт Китая, который ввел электронную систему социального рейтингования граждан КНР. Некорректное поведение гражданина в быту, в общественных местах, на работе приводит к снижению социального рейтинга. Гражданам с низким уровнем социального рейтинга не продают билеты на самолеты, пассажирские речные и морские суда, междугородние автобусы и поезда дальнего следования. Но система социального рейтингования обладает большим количеством недостатков, связанных с малоизученными возможностями искусственного интеллекта, что может приводить к безосновательному ограничению прав граждан. В связи с этим не стоит торопиться с введением в России аналогичной системы, хотя такая возможность имеет место, исходя из общих тенденций цифровизации социально-экономической сферы.
Учитывая опыт китайских коллег, в целях усиления мер противодействия правонарушителям в России целесообразно ограничиться запретом доступа для авиадебоширов не только к авиабилетам, но и к билетам на поезда дальнего следования, а также речные и морские суда. Кроме того, необходимо активно применять меры гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный авиадебоширом другим пассажирам и членам экипажа воздушного судна, а также авиакомпании, если, например, приходится совершать незапланированную посадку или возвращаться в порт отправления, чтобы передать нарушителя правоохранительным органам.
Теймур Зульфугарзаде, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).