Главное
Алексей Нечаев: частный спорт — эффективнее
Российский спорт переживает не самые лучшие времена: бесконечные скандалы с допингом, да и сама система устроена так, что выживает в ней только сильнейший или же чиновники, привыкшие сидеть на финансовых потоках. Основатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев уверен, что ситуацию нужно менять: не просто переходить от слов к гипотетическим делам, а реально менять сам подход. Спорт должен развиваться за счёт частных рук, за счёт бизнеса. И примеров здесь достаточно.
«С большим интересом слежу за судьбой футбольного клуба «Краснодар». Не только с точки зрения спортивных результатов. На мой взгляд, этот клуб — прообраз будущего всего российского спорта. Это проект, в котором нет ни копейки государственных денег», — говорит Нечаев.
И это действительно интересный пример, когда бизнесмен Сергей Галицкий сумел создать не только успешный футбольный клуб, но вместе с современной инфраструктурой сумел создать уникальную систему, в которой спортом занимается около 10 тысяч ребят.
Здесь всё зависит от таланта: сумел проявить себя — переходи в молодёжную команду. Показал себя лучше других — добро пожаловать в профессиональную команду. И с десяток игроков уже прошли этот путь. Но главное то, что мальчишки имеют возможность заниматься любимым делом, развивая себя физически и умственно, беря пример с достойных подражания спортсменов. В этом проекте массовый спорт и спорт высших достижений гармонично дополняют друг друга. Это футбольный лифт, который работает.
Алексей Нечаев говорит об очевидном: сейчас спорт неразрывно связан с государством, является по факту дотационной сферой. Но ведь пример «Краснодара» доказывает, что вполне возможно обойтись без государственных денег, и всё делать на самом высоком уровне — тратя только то, что зарабатываешь. А пока практически все спортсмены — бюджетники. Мы с вами так или иначе платим им зарплату, но такое положение дел устраивает далеко не всех.
Политик говорит о вполне очевидном и давно назревшем — спорт в России должен переходить из государственных в частные руки. Постепенно, не разрушая сложившихся цепочек, но всё же делать шаги в этом направлении нужно. Государство должно создать благоприятную среду, которая позволит бизнесу вкладывать в спорт — как массовый, так и сугубо профессиональный.
Разумеется, говорит Нечаев, без помощи крупных компаний не обойтись. Сейчас гиганты спонсируют отдельные клубы и целые федерации, строят стадионы, бассейны, залы, футбольные поля и спортивные площадки, выплачивают стипендии атлетам и тренерам. Правда, порою делают это не всегда добровольно, ведь государству у нас отказывать не принято. А потому и складывается ситуация, когда вроде и деньги имеются, но вкладываются они словно в бездну — оплатили и забыли, не вникая в суть, не пытаясь выстроить эффективную модель сотрудничества.
А ведь помимо «Краснодара» в России много и других интересных примеров. Основатель «Новых людей» приводит в пример сеть частных футбольных школ «Юниор», раскинувшуюся не только по российским городам и весям, но и захватывающую Белоруссию, Армению, Молдову, Египет, Китай и Нигерию. Проект работает по франшизе. Это позволяет ему быстро расти, масштабироваться, привлекать бизнес-партеров из разных регионов России и мира.
Успех не только в том, что «Юниор» выбрали 55 тысяч детей и их родителей, но и в том, что тут используются современные технологии: на форму ребенка прикрепляется радиомаяк. Его сигналы расшифровываются компьютерной программой — это позволяет родителям и тренерам следить за перемещениями юного спортсмена, оценить сколько он пробежал, с какой скоростью, с какой силой бил по мячу и тому подобное. Это позволяет более индивидуально подходить к процессу тренировок. Да и родители чувствуют себя причастными к успеху своих детей.
Футбол, будучи самым популярным видом спорта в России, являет собой не единственный пример успешного развития спортивных проектов со стороны частного бизнеса. Взять то же фигурное катание — оцените, насколько сумасшедшую популярность оно приобрело благодаря ярким выступлениям российских фигуристок и фигуристов. Безусловно, связано это с работой всего одной школы под руководством Этери Тутберидзе. И это тоже школа с частным управлением.
Алексей Нечаев приводит и обратные примеры. К сожалению, таких предостаточно. Взять тот же биатлон. Несмотря на высокие телерейтинги и большое число поклонников, этот вид спорта пока не слишком блещет. «Скандалы в федерации, проблемы с допингом, непонятные критерии отбора в главную команду. В результате биатлонисты уходят из сборной России и начинают выступать за другие страны», — отмечает политик, указывая, что этот вид спорта отдан на откуп региональных федераций, для руководства которых главное — победы, а уж каким образом они достигнуты — вопрос второстепенный. Ставка делается на победы любой ценой, вне учёта физических и психологических особенностей молодых спортсменов. Что будет с ними дальше, чиновников особо не интересует.
Основатель партии «Новые люди» высказывает и вполне очевидные вещи: не все родители, отдавая детей в спортивные секции, делают это исключительно в ожидании громких побед. Разумеется, они никогда не будут лишними, но для большинства важно другое — чтобы ребёнок рос в гармонии с собой, вдали от пагубных привычек, да и попросту не бездельничал. «Посмотрите, сколько родителей отдает своих дочерей в гимнастику. Они не думают об олимпийских медалях. Они хотят, чтобы у их дочерей была хорошая осанка, гибкость, пластичность», — говорит Нечаев.
И с этим трудно спорить. Важно делать ставку на людей. Делать всё возможное для того, чтобы новое поколение стремилось вести здоровый образ жизни — не потому, что это модно, а от того, что это полезно. Сам Нечаев и сам к спорту не чужд: «Помогаю студентам и старшеклассникам заниматься карате-кекусинкай. Это делает их увереннее, сильнее, воспитывает ответственность, выдержку, самообладание».
Политик уверен: инвестиции в людей — самые выгодные вложения. Отлично, что в России всё больше людей следуют этому принципу. Они не кричат о себе на каждом углу, они не просят денег у государства, а просто делают свое дело: кто-то подготовит тысячу детей, кто-то — десять тысяч. За такими новыми людьми — будущее российского спорта, как и всей страны.