Экономика
Литва готова сдать в концессию аэропорты, а Вильнюсский — застроить
В Вильнюсе вице-министр сообщения Литвы Аряндас Шлюпас сообщил собкору Радио Голос Балтии, что его министерство интенсивно работает над концепцией аэропортов страны.
Как завлено, в 2016 году их собираются передать бизнесу, что увеличит поступления в бюджет. Собеседник сослался на примеры в Европе, где и меньшие аэропорты передаются в концессию и государство получает большую выгоду.
“У Литвы нет потребности в новых аэропортах. В будущем Вильнюсский аэропорт может превратиться в жилую зону — взлетную полосу этого аэропорта продлить невозможно и аэропорт не сможет удовлетворять потребности страны. Литве было бы достаточно Каунасского аэропорта, но должен быть осуществлен проект строительства скоростной железнодорожной магистрали, который свяжет столицу с Каунасским аэропортом», — сказал А. Шлюпас на встрече с представителями Конфедерации литовского бизнеса.
Литва — единственная из стран Балтии, не имеющая своей национальной авиакомпании. А в самом скором будущем, возможно, хозяевами аэропортов нашей страны станут иностранцы. Власть уже готовит модель концессии, однако эксперты видят в этом и преимущества, и недостатки.
Год назад три аэропорта страны — вильнюсский, каунасский и палангский — объединились в одно предприятие. Сейчас Министерство сообщения строит планы по передаче обслуживающей аэропорты компании «Летувос оро уостай» в руки концессионера, скорее всей, зарубежного.
— Это логический продолжение дальнейшего развития аэропортов, — утверждает Шлюпас. — У частного бизнеса больше возможностей для развития аэропортов и привлечения авиакомпаний. Вместе с тем, это могло бы повысить отдачу госкапитала, вложенного в аэропорты, тем более что средства структурных фондов ЕС сокращаются.
Если правительство поддержит идею концессии, осенью 2016 г. объявят конкурс на избрание управляющей компании.
По расчетам, в аэропорты Литвы до 2035 года должно быть инвестировано 250 млн евро.
— Это будет концессия, а не приватизация. Аэропорты — объекты государственной важности, и было бы ошибкой приватизировать их, — сказал г-н Шлюпас. — Есть, как минимум, пять компаний с опытом управления десятками аэропортов. В Европе аэропортами управляют компании «Fraport», «Bouygues», «TRG Concessions», «Aeroports de Paris», Международный мюнхенский аэропорт и другие.
Такая модель действует в Португалии, Испании, Хорватии, Великобритании, Дании, Германии, Франции. Даже в России аэропортом в Санкт-Петербурге по договору о концессии управляет компания «Fraport», — говорит А.Шлюпас. — Латыши и эстонцы эту модель не внедряют, и мы могли бы стать лидерами в нашем регионе.