Экономика
Война на рельсах бьет по карманам бизнеса и потребителей
В 2015 году компания «УВЗ-Логистик», которую госкорпорация «Ростех» контролирует через «Уралвагонзавод», на три года арендовала АО «ФГК» (Федеральная грузовая компания) — дочерняя компания РЖД — партию грузовых вагонов.
Речь идет о десятках тысяч единиц. Сумма арендной платы — фиксированная. Потому было логично ожидать, что таковой же будет арендная ставка за вагоны, установленная АО «ФГК».
На деле же, доходность оперирования ими выросла с 2015 года более чем в два раза. На повышение арендной платы за доходные вагоны дочка РЖД не пошла. «УВЗ-Логистик» справедливо потребовала возврата своего подвижного состава. Федеральная грузовая компания вроде бы как согласилась, но с одним пикантным условием: выплатить ей штраф в 5 миллиардов рублей, сообщают СМИ.
И это при том, что, как установила ФАС, АО «ФГК», по сути, занимая доминирующее положение, подмяло рынок железнодорожных грузоперевозок и необоснованно задрало тарифы для заказчиков. По данным ФАС, только за первое полугодие 2016 года стоимость услуг АО «ФГК» взлетела на 40 процентов. Некоторые грузоотправители заявили в ходе расследования, что сталкивались с трехкратным повышением ставок на использование вагонов. Негативные последствия для экономики и конечных потребителей понятны без лишних пояснений — рост цен по всей производственной цепочке, дороговизна на потребительском рынке.
И это при том, что в марте 2016 года именно Федеральная антимонопольная служба санкционировала передачу ста процентов основных производственных средств «УВЗ-Логистик» АО «ФГК». Но при условии предоставления в антимонопольный орган экономического обоснования повышения цен на услуги по вагонам (полувагонам) в случае, если рост стоимости услуги превысит среднеквартальный уровень более чем на восемь процентов. Дочка железнодорожников, как видим, проигнорировала это решение, за что поплатилось штрафом, наложенным ФАС, в сумме четырехсот тысяч рублей. Слону — дробина.
Объективности ради, нельзя не отметить тот странный факт, что «УВЗ-Логистик» передал АО «ФГК» в субаренду почти весь подвижной состав по ставке, составляющей лишь треть от среднерыночной доходности полувагонов. При том, что львиная часть полувагонов «УВЗ Логистик» была в лизинге. И это обстоятельство поставило выручку компании в зависимость от кабального договора.
Но, как бы то ни было, структура РЖД — АО «ФГК» — по оценке экспертов, злоупотребляет на рынке. Если этой будет доказано, нарушитель заплатит в госказну 15 процентов от свой прибыли. И это будет для АО «ФГК» лучшим вариантом, если не брать в расчет вполне возможное уголовное дело.