Экономика
Санкт-Петербург рассчитывает на профессионализм Голиковой
В понедельник, 19 июля, стало известно о назначении заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой куратором Северо-Западного федерального округа. Теперь она будет контролировать деятельность по разработке и реализации госпрограмм, инвестиционных и национальных проектов, а также решать вопросы по предоставлению субъектам Федерации финансовой помощи.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко охарактеризовал Голикову как высококвалифицированного и многопрофильного специалиста и отметил, что она поможет эффективно решать существующие проблемы.
Назначение Голиковой позитивно воспринял и губернатор Петербурга Александр Беглов: по его мнению, она окажет большую помощь Петербургу и всему Северо-Западному региону.
«Прежде всего, это реализация национальных целей, рост инвестиционной привлекательности, поддержка малого и среднего бизнеса и целый ряд других вопросов. У нас появятся новые форматы работы», – завил Беглов.
Примечательно, что Беглов выделил область инвестпривлекательности и бизнеса Петербурга, которая, будучи в компетенции вице-губернатора Максима Соколова и председателя комитета по инвестициям Романа Голованова, терпит фиаско и переживает проблемы системного характера. Чиновники не справляются со своими обязанностями, оказавшись не в состоянии привлекать крупных инвесторов, на фоне чего предприниматели уходят из Петербурга, не видя каких-либо перспектив в сфере инвестиций.
Агентство стратегических инициатив в рамках Петербургского международного экономического форума представило национальный рейтинг состояния инвестклимата в российских регионах. Согласно ей, Петербург по итогам прошлого года занял лишь восьмое место, снизившись на четыре позиции. А на самом ПМЭФ город смог заключить контрактов лишь на 600 миллиардов рублей, что очень мало для города федерального значения. Ленобласть, например, на том же форуме заключила контрактов более чем на 1 триллион рублей.
Из-за того, что у комитета по инвестициям нет актуальной инвестиционной стратегии, приспособленной под современные экономические реалии, у крупных частных инвесторов просто нет возможности вкладываться в Петербург. Именно эта проблема привела к снижению темпов инвестиционной активности, которое наиболее сильно ударило по инфраструктурным проектам города.
Пассивность коминвеста привела к тому, что на какие-то проекты финансы не выделяются совсем, а на другие привлекаются в недостаточном объеме. Например, так произошло со строительством Витебской развязки. На реализацию проекта Петербург получил лишь 3 миллиарда рублей, хотя заявлено было 10 миллиардов. Таким образом коминвест под руководством Голованова не справился со своей основной задачей по привлечению в город финансов.
Петербург не может реализовывать свои проекты без денежной поддержки Москвы. Ранее Максим Соколов говорил о планах получить у федерального центра более 80 миллиардов рублей на строительство новых станций метро, так как без господдержки строительство сильно затягивается. К 2020 году в городе должно было появиться 40 новых работающих станций, однако построено было только 9 из них.
Представители малого и среднего бизнеса тоже терпят убытки из-за некомпетентной работы комитета по инвестициям. Согласно статистике СПБ ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства», за последний год количество индивидуальных предпринимателей в городе сократилось более чем на 14 тысяч. А исследования РАНХиГС указывают на то, что за прошедший год Петербург лишился 4,7% субъектов малого и среднего бизнеса. В этом контексте нельзя не упомянуть влияние ограничений из-за коронавируса, однако, именно из-за непрофессионализма комитета по инвестициям предприниматели не смогли получить господдержку и были вынуждены закрыть свои предприятия.
Таким образом, Петербург близится к тому, чтобы стать полностью финансово зависимым от Москвы. Комитет по инвестициям не справляется со своими обязанностями и не привлекает достаточно финансов, из-за чего город вынужден регулярно обращаться за федеральной поддержкой. На данный момент госдолг Петербурга составляет более 85 миллиардов рублей, и на этом фоне город запросил еще почти 210 миллиардов в виде инфраструктурных кредитов на свои транспортные проекты.
Несмотря на то, что основные результаты инвестиционной политики зависят именно от работы профильных комитетов, назначение Голиковой куратором по СЗФО должно повлиять на финансовое развитие Петербурга.