Экономика
Госкомпания добивается изъятия имущества у авиакомпании из Калининградской области
На грани банкротства оказалась авиакомпания из Калининградской области «СКОЛ»: кредитор предприятия Государственная Транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК»), принадлежащая Минтрансу РФ, добивается взыскания задолженности, составляющей ныне почти три миллиарда рублей.
Авиакомпания обратилась с открытым письмом к губернатору Калининградской области Антону Алиханову, а также руководителям министерств транспорта и промышленности и торговли, в котором просят дать возможность выйти из финансовых неурядиц – из-за пандемии коронавируса компания столкнулась с невозможностью выполнять свои контракты, в том числе и международные. Сделать это достаточно просто – кредитор должен дать согласие на реструктуризацию задолженности и текущим лизинговым платежам. Взамен «СКОЛ» обязуется погасить долги, а в качестве гарантии предлагает долю в 30% в своём капитале, пишет издание «Курьер Медиа».
«СКОЛ» указывает, что подавляющее большинство авиакомпаний были вынуждены обратиться за реструктуризацией лизинговых платежей и их кредиторы шли на это. Несмотря на возможные риски. А в случае с калининградским предприятием речь идёт ещё и том, что это санитарная авиация, исполняющая контракты в других государствах, но и в 14 регионах России.
Компания не просит списать долг, а просит лишь его реструктурировать – нормальная и обыденная практика в отношениях кредитора и должника. Однако «ГТЛК» стоит на своём – немедленный возврат средств. В 2017-2019 годах «СКОЛ» получила от госкомпании в лизинг 35 воздушных судов: 5 самолётов L-410, 7 вертолётов «Ансат» и 23 вертолёта Ми-8. Закупка проводилась в рамках госпрограммы обновления российского авиапарка и федерального проекта «Развитие санитарной авиации».
Необходимо учесть, что «СКОЛ» является одним из крупнейших заказчиков отечественной техники в этой отрасли, поскольку работа ведётся на всей территории страны. Половина парка выполняет полёты санитарной авиации.
Всё шло вполне успешно, пока не грянул 2020 год, ставший роковым для большого количества компаний – из-за пандемии Covid-19 многим пришлось свернуть бизнес или уйти в большие долги. И «СКОЛ» не стала исключением: 9 месяцев – с осени 2019 по середину 2020 года – её суда стояли на приколе из-за затянувшихся торгов на государственные подряды санитарно-авиационных работ. Вместе с этим наложилось ещё одно обстоятельство: в конце 2019 года изменились правила оплаты работ – теперь оплата выполнялась только по факту выполненных полётов, но не учитывая дежурства экипажа и воздушного судна.
«Рыночный тариф лётного часа не обеспечивал и до настоящего момента не обеспечивает безубыточную эксплуатацию новых воздушных судов, которые необходимы для выполнения авиационных работ в целях оказания медицинской помощи», — поясняет компания создавшуюся задолженность перед «ГТЛК».
Кроме того, из-за пандемии сорвался контракт с Индонезией, заключённый ещё в 2019 году: в эту страну направили 11 вертолётов Ми-8, но введённые ограничения не позволили исполнить обязательства, а в итоге – получить прибыть, которая должна была составить более одного миллиарда рублей. Covid-19 сказался и на обслуживании нефтегазовой отрасли в России – объём работ был существенно сокращён.
Несмотря на вполне ясные обстоятельства, кредитор идти на уступки авиакомпании отказывается.
«Многократные обращения ООО «Авиакомпания «СКОЛ» на протяжении 2019-2021 годов в адрес АО «ГТЛК», о реструктуризации образовавшейся задолженности и реструктурирования текущих лизинговых платежей с целью рентабельной эксплуатации новых воздушных судов в сравнении с воздушными судами старой модификации, возраст которых значительно превышает 25 лет, остались без ответа», — говорится в обращении предприятия из Калининградской области.
«СКОЛ» готова подписать мировое соглашение с АО «ГТЛК» — с тем, чтобы быстрее решить возникшие трудности. Но госкомпания непреклонна. Уже состоялись решения судов о взыскании задолженности с авиакомпании «СКОЛ» в пользу «ГТЛК» на 2,4 миллиарда рублей.
Эксперты рынка уверены, что действия госкомпании необъяснимы. Решать вопросы о реструктуризации задолженности – обычное дело, но только в том случае, если речь не идёт о фактически рейдерском захвате, когда компанию банкротят намеренно – с тем, чтобы поглотить ей или отобрать имущество. И всё, увы, говорит о том, что «ГТЛК» идёт именно по такому сценарию – при помощи судебных приставов будет отобрано имущество, а «СКОЛ» будет обанкрочена по дефолтному сценарию.
Только от этого может пострадать санитарная авиация России – то есть жизни людей, которым в случае уничтожения компании, будет попросту некому оказать помощь. Это определённо станет ощутимым ударом по развитию малой и санитарной авиации. Нужно ли это государству? Определённо нет. А вот действующим под его маркой бизнесменам, для которых прибыль – всё, — вполне.