Экономика
Обозрение: Латвия борется в ЕС за бюджет до 2020 года
После напряженных и продолжительных переговоров Европейский совет утвердил промежуточное соглашение о многолетнем финансовом плане ЕС – МФП до 2020, который еще предстоит одобрить Европарламенту.
Латвия, будучи получателем, для которого средства ЕС являются инвестициями на развитие, активно защищала свою позицию на протяжении многих месяцев. Нынешний результат был встречен как с одобрением, так и с осуждением, но в целом может быть оценен как предсказуемый и скорее адекватный.
Основными приоритетами для Латвии были политика сплочения и общая сельскохозяйственная политика — ОСП, на которые в сумме приходится большая часть средств. Для сравнения мы могли бы сопоставить итоги текущей ситуации 2007-2013 гг., с исходом переговоров при идеальном раскладе или сопоставить абсолютные цифры. При любом варианте видно, что наилучших результатов достичь не удалось.
В случае с политикой сплочения, крупнейшим источником денег, целью Латвии было сохранить хотя бы нынешний уровень финансирования. Однако из-за резкого падения ВВП и понижения планки лимита, на уровне 2,59% ВВП вместо предыдущего «потолка» в 3,7% ВВП и на фоне общепринятого значения 2,35% — этого достичь не удалось. Исследователю сложно провести вычисления, поскольку не все источники уточняют базовый год. Впрочем, если первоначальное предложение Еврокомиссии о 2,5%-ном «потолке» означало для Латвии «серьезное» сокращение финансирования , то же можно сказать об имеющемся результате. Другие источники считали, что сокращение составило 11%.
Официальные лица эти потери прямо не оглашали, предпочитая вместо этого сосредоточиться на том, где стране удалось добиться небольшого улучшения по сравнению с предложением Еврокомиссии. Необходимо отметить, что в дополнение к гарантированному объему средств Латвия сможет использовать до 672 млн евро из программы «Соединить Европу» и до 89 млн евро из программы борьбы с безработицей среди молодежи. Обе программы были важнейшими вопросами. Но в любом случае ассигнования на сплочение останутся наиболее важным фактором для борьбы с экономическим кризисом.
Финансирование сельского хозяйства, особенно прямые субсидии фермерам, составляет меньшую часть от общего объема средств. Но оно вызвало гораздо больше споров, с яркими и изобретательными акциями протеста фермеров и жаркими политическими дебатами. Латвийские приоритеты здесь заключались, во-первых, в том, чтобы стремительно увеличить объем прямых субсидий как минимум до уровня в 80% от среднего по ЕС и равного показателям других балтийских стран, а во-вторых, в том, чтобы средства на развитие сельских районов остались как минимум на прежнем уровне, хотя, видимо, это играло меньшую роль, несмотря на то что несло выгоды большей части населения.
В результате прямые субсидии должны достичь 196 евро на гектар только в 2019 г. Так что конвергенция с остальной частью ЕС будет медленной, но Латвии, по крайней мере, удастся достичь равенства с Литвой и Эстонией. Важно отметить, что дополнительные 67 млн евро будут доступны в рамках программы развития сельских районов и часть средств может тоже пойти на прямые субсидии. Это значит увеличение объема средств по обоим «столпам» ОСП. Несмотря на некоторое недовольство, можно сказать, что фермеры являются относительно главными получателями средств, и это, по-видимому, служит признанием их наибольших усилий в качестве участников переговоров.
Еще одним приоритетом было добиться участия представителей Латвии в программе «Горизонт 2020». Впрочем, этот вопрос не играл очевидной роли, и исход остается неясным. В целом, за исключением гарантированных средств по линии фондов сплочения и сельского хозяйства, Латвия будет иметь доступ к сумме до 1 млрд евро благодаря другим программам и инструментам — поддержка образования, среднего и малого бизнеса и т. д.
Кому-то такие результаты могут показаться неадекватными. Министр иностранных дел даже разместил в твиттере запись, что он бы воспользовался правом вето. Но на самом деле это не так. Принимая во внимание атмосферу переговоров, наполненную разговорами об экономии, рычаги, которые правительство могло использовать, были ограничены.
В любом случае исход саммита не должен подстегнуть рост евроскептических настроений в Латвии, так как баланс страны останется позитивным и даже вырастет на 15%. С уровнем поддержки 3004 евро на душу населения Латвия находится на третьем месте среди стран ЕС, а по уровню поддержки относительно ВВП 3,37% на четвертом.
Наши запросы были услышаны и как минимум приняты к сведению. Итоговая декларация показывает, что ЕС сохранил принцип солидарности, направляя помощь менее развитым регионам. Что касается нереализованных задач, то не все проблемы связаны с «эгоизмом» других европейских игроков. Переговоры о бюджете, длительный процесс, начинающийся за несколько лет до принятия решения; а кто-то назовет его даже бесконечным. Успех требует упреждающей, координированной работы с использованием всех внутренних ресурсов и построением международных коалиций, с вовлечением всех участников, кто официально или неофициально влияет на заключение соглашения. Латвия предприняла знаменательные попытки в этой области, обеспечив участие гражданского общества и выступая движущей силой коалиции балтийских стран. Но всегда можно сделать больше.
В обозримом будущем Латвии предстоит работа с Европейским парламентом, чья склонность к «бюджету роста» больше соответствует потребностям страны. Парламент, бесспорно, внесет изменения в промежуточное соглашение Европейского совета. Следующим шагом к счастью, уже известным на местном уровне — станет тщательное планирование европейских инвестиций, чтобы добиться максимальных результатов. Наконец, необходима оценка ошибок и упущенных возможностей, чтобы к переговорам о следующем МФП Латвия была еще лучше подготовлена.