Экономика
«Роснефть» спасает прибалтийские порты
В послании Федеральному Собранию в 2015 году президент России Владимир Путин призвал развивать отечественные порты на Балтике. В Кремле объяснили стратегическое решение отказаться от услуг прибалтийский государств, неприкрытой русофобской позицией руководства. Спустя полтора года, при общем сокращении объемов российского транзита, только НК «Роснефть» и «Башнефть» (с 2016 года в составе НК «Роснефть») вопреки решению президента, сохранили долю в поставках топлива, а по некоторым позициям даже нарастили объемы.
Российские нефтяные компании «Роснефть» и «Башнефть» остаются основными поставщиками нефтепродуктов в порты прибалтийских стран. Последние три года их суммарная доля в общих поставках нефтепродуктов для перевалки в портах прибалтийских государств составила около половины, по дизтопливу превысила 70%, а по бензинам выросла практически почти в 3 раза (с 26% до 69%).
Доля «Роснефти» и «Башнефти» в поставках нефтепродуктов в порты Прибалтики
Год | Поставки «Роснефти» + «Башнефти», тыс. тонн | Доля в общих поставках российских компаний | |||
Дизельное топливо | |||||
2014 | 7266 | 72% | |||
2015 | 6826 | 78% | |||
2016 | 4424 | 74% | |||
Бензины | |||||
2014 | 373 | 26% | |||
2015 | 597 | 67% | |||
2016 | 776 | 69% | |||
Все нефтепродукты | |||||
2014 | 10 448 | 48% | |||
2015 | 9857 | 53% | |||
2016 | 5737 | 50% |
За последние три года экспорт нефтепродуктов российских компаний через прибалтийские порты сократился с 21 803 тыс. тонн до 11 552 тыс. тонн. Грузоперевозки по железным дорогам Латвии и Эстонии в прошлом году снизились на 16% и 20% соответственно.
Прибалтику ждет дальнейшее сокращение российского транзита. В сентябре прошлого года спецпредставитель президента РФ Сергей Иванов пригласил глав логистических и нефтегазовых компаний для обсуждения вопроса о полном отказе от Прибалтики, как посредника в перевалке российских грузов.
В прибалтийских странах сокращение российского транзита воспринимают болезненно — транзит нефтепродуктов и угля превышает половину всех грузов рижского порта. В случае продолжения тенденции к сокращению транзита из РФ латвийский порт может лишиться более половины всей своей прибыли, что поставит вопрос о целесообразности дальнейшего существования предприятия. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал решение «Транснефти» прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу «вызовом для экономики Латвии».
Российские компании неохотно отказываются от прибалтийского транзита, так как эти страны предоставляют транзитером максимально льготные условия. Пикантно, что «лидером» по нежеланию отказываться от услуг портов Прибалтики оказалась государственная «Роснефть».
Это внушает железнодорожникам и портовикам Прибалтики надежду на сохранение доходов от российского транзита, несмотря на заявления властей РФ. Наблюдатели в Прибалтике называют главу «Роснефти» «реалистом» в «путинском политбюро» в противовес «кремлевским мечтателям». Ряд экспертов надеются на то, что Игорь Сечин сможет, как когда-то Никита Хрущев, начать новую оттепель в экономических отношениях между Россией и прибалтийскими республиками.