Общество
Что такое PR Tech: технологическое будущее пиарщиков
В освоении новых медиатехнологий пиарщики несколько отстали от маркетологов, но индустрия PR Tech призвана сократить этот разрыв. В чем ее суть и как развитие этого сегмента интернет-технологий влияет на бизнес и работу PR-специалистов? Мы продолжаем разбирать медиатренды-2021.
Новые возможности для пиара. Каналов коммуникаций и новых задач в бизнесе становится больше, и на помощь приходят технологии. Благодаря развитию PR Tech менеджеры получили доступ к огромному количеству данных. Если раньше в принятии многих решений мы могли полагаться исключительно на интуицию и субъективные предположения, то сегодня наши решения и ежедневные задачи могут основываться на реальных данных.
PR Tech — это сервисы для работы с данными, управления PR-командой и оценки ее усилий, это инструменты для автоматизации задач и оптимизации затрачиваемых ресурсов.
Пока что проникновение IT-сервисов в работу российских PR-структур идет довольно медленно. Большинство пиарщиков привыкли использовать базовый набор инструментов: Excel, Word, Outlook, максимум Google Docs для работы онлайн.
Но возможности, которые технологии предоставляют PR-отрасли сегодня, намного шире. Рассмотрим примерный набор решений PR Tech, который PR-структура может внедрить в свою работу.
1. Инструменты для работы с базой СМИ. Поиск релевантных изданий и их контактной информации начинается с открытых баз СМИ (база «Яндекса», каталог СМИ Public.ru, база PREX и т.д.) и профессиональных сообществ в соцсетях. Для развития и поддержания базы контактов теперь есть техническое решение — специализированная CRM для PR (Prezly, PREX, pr.co или Prowly). С помощью CRM можно автоматизировать многие рутинные задачи, которые обычно возникают при работе с таблицами в Excel: фильтрация контактов и сегментирование базы на отдельные пулы, фиксирование истории взаимоотношений, командная работа с единой базой, актуализация контактов и другие процессы.
2. Рассылки и анализ обратной связи. Регулярные рассылки по базе контактов стоит проводить по правилам email-маркетинга. Главное — использовать сервисы, предназначенные для массовых рассылок. Иначе вы существенно увеличиваете риск попадания в папку спама. Можно использовать MailChimp, UniSender или CRM-систему с функцией рассылок. В таком случае материалы будут отправляться не вслепую, а с возможностью проследить путь каждого письма (доставлено ли, открыто ли). Плюс появляется возможность анализировать эффективность рассылок, опираясь на данные статистики.
3. Мониторинг информационного поля. Чтобы не листать бесконечные новостные ленты в соцсетях и СМИ, открывая десяток вкладок браузера, мониторинг можно автоматизировать. Например, настроить RSS-канал или агрегатор новостей под нужные темы и СМИ.
Все посты в соцсетях от важных для вас авторов и СМИ также можно собирать, например, в отдельном чате мессенджера или на доске в Trello. Такую схему позволяет настроить сервис Zapier, у которого есть интеграции с большим количеством профессиональных digital-инструментов.
Мониторингом и оценкой вышедших публикаций в СМИ с вашим упоминанием занимаются сервисы мониторинга медиа («СКАН-Интерфакс», «Медиалогия», Brand Analytics). Уведомления о новых упоминаниях вашего бренда в соцсетях также можно получать в чат мессенджера с помощью уже упомянутого Zapier. Особенно это пригодится при реализации антикризисных коммуникаций.
4. Организация рабочего процесса. Когда много задач, проектов, людей и все это нужно как-то координировать, удобно пользоваться сервисами управления задачами и проектами (Trello, Asana и т.п.). Опять же, подключив сюда еще и Zapier, можно настроить разные интеграции между таск-менеджерами и вашим мессенджером для бизнес-коммуникаций (Slack или Microsoft Teams). Например, чтобы в отдельный чат приходили уведомления о добавлении новой карточки с задачей в Trello.
5. Паблишинг и работа с собственными площадками. Онлайн-пресс-центр, бренд-медиа, блог, корпоративные страницы в соцсетях — это инструменты для сбора ценных данных о вашей аудитории. Чтобы собранные данные использовать в работе, нужно подключить к сайту Google Analytics и «Яндекс.Метрику». Задачу по работе с соцсетями можно облегчить с помощью сервисов автопостинга (SMM Planner, Amplifr). Они дают возможность планировать и автоматически публиковать записи в соцсетях, а также анализировать проделанную работу.
В целом количество решений PR Tech на Западе, конечно, значительно больше, чем на рынке СНГ. Но эта ситуация меняется, и наш рынок постепенно пополняется специализированными сервисами для PR, адаптированными под локальные реалии.
Что дальше? PR Tech — младший брат такого явления, как MarTech (Marketing Technologies). Сложно представить работу современного маркетолога без активного использования технологий. CRM-системы, сервисы автоматизации маркетинга, платформы для закупки и размещения рекламы и т.д. — все это важные составляющие эффективного маркетинга. Похожая судьба ждет и PR-отрасль. Устоявшиеся рабочие процессы пиарщиков постепенно оцифровываются, следуя за новыми технологиями.
Уже сегодня мы можем автоматизировать многие рутинные задачи, связанные с ведением коммуникаций в онлайне. Нам также доступно огромное количество данных об интересах, поведении и коммуникационных предпочтениях целевых аудиторий. В конце концов, мы получили разнообразные инструменты для оценки наших действий и измерения реальной отдачи от PR.
Дальше — больше. С развитием технологий и ростом решений PR Tech возможности бизнеса и PR-специалистов будут стремительно расширяться. И новые вызовы digital-реальности, в отличие от сегодняшнего дня, российским компаниям будут не страшны.
Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).