Общество
Минобрнауки выкорчевал из проекта ФГОС личность школьника
СМИ стало известно о письме помощника президента РФ Андрея Фурсенко министру образования и науки России Ольге Васильевой.
Документ касается навязываемых Минобрнауки и лично министром Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и оновной школы — 1-4 и 5-9 классы.
Педагогическое сообщество в целом и общем выступило против предложенного варианта ФГОС, образно названных «стандартами юрского периода» — академик Александр Асмолов.
Академик прав. Так, к примеру, в первых классах на уроках физкультуры, согласно проекту ФГОС, предусмотрена, только предтавьте, строевая подготовка. От малышей требуется безукоризненное выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Кроме того — построением в две шеренги, перестроением, поворотами кругом на месте, рапортом учителю и движением в колонне с поворотом…
Или уроки труда в шестом классе, именуемых в руле веления времени «технологией». Что же в «методичке»? Изучение «устройства передаточного механизма швейной машины и подготовка универсальной швейной машины к работе».
Стоит ли утешаться тем, что детворе не навязывают изучение устройства паровозных котлов?!
Предшественник г-жи Васильевой на посту министра, нынешний помощник российского президента Фурсенко, имеет право на прямоту суждений.
Он указал в письме министру, что разработка новых ФГОС должна быть основана «на широком общественном обсуждении и глубокой экспертной проработке».
Но, как отметил президентский советник, необходимые процедуры министром не соблюдены, несмотря на кардинальную ломку существующих ФГОС.
Вряд ли ли уместно повторять выводы сделанные как непосредственно Фурсенко, так и СМИ. За всем тем, нельзя не отметить, что специалисты считают предложенные Стандарты отбрасыванием всей системы отечественного образования далеко назад.
Среди основных претензий:
— ставка делается не самостоятельность мышления и умения брать школьником на себя ответственность, а воспитание безвольного исполнителя;
— перенос цели образовательного процесса с осмысления материала и его активного использования в предстоящем жизненном цикле на механическое запоминание;
— осознанное навязывание патерналистского типа взаимоотношений гражданина и государства — ответственность за духовное, нравтвенное и материальное благополучие граждан — на главе государства, а не на самих гражданах…
И еще. Эксперты отмечают колоссальное увеличение нагрузки на школяров. Дело дошло до того, что детей вынуждают «проходить» на каждом уроке до трех-четырех тем. Вместе с тем разработчики проекта ФГОС никак не учли возрастные особенности развития учащихся. При этом ФГОС изобилует чиновничьим новоязом, к примеру, для школяров пятого класса, 11-12 годков.
А чего стоит отказ от предметов по выбору и углубленного изучения?! Это одно из главных достижений современного образования, основа личностного роста учащихся.
Член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков настроен категорично: ФГОС времени цифровой экономики должны обеспечивать их гибкость и адаптивность, широкое использование современных образовательных технологий, интернет технологий, технологий обучения и учения. А этого в Стандартах, лоббируемых министром Васильевой, нет.
Что же есть? Единственно верный учебник, направляемый школяра по единственно верному пути…