Политика
Экономика Латвии: свет и тени
Экономическое развитие, факторы кризиса и его протекание, антикризисные меры в странах Балтии — все как под копирку. Различия только в макроэкономических показателях. Похуже они у Латвии, получше — у Эстонии.
Стремление обеспечить высокие темпы развития и приблизиться по его уровню к соседям ЕС на Балтике при ограниченных собственных ресурсах заставляло развиваться в долг.
В подоплеке стремления к высоким темпам развития, вероятно, было и желание показать России как правопреемнице СССР, что советские годы — потерянное для стран время и только в дружной европейской семье можно наверстать упущенное. C другой стороны, членство в ЕС связано с большими ограничениями, которые привели к исчезновению в национальных экономиках многих производств реального сектора. В промышленности и сельском хозяйстве осталось то, что было интересно ведущим странам Союза. Это сказалось на устойчивости их экономик к внешним финансовым шокам.
Сильнейший экономический спад результат разрушения механизма долгового развития, посредством которого Балтия пыталась включиться в европейскую экономику. Такая же природа кризиса и в Греции. Но население в странах Балтии более сознательно и согласилось безропотно затянуть пояса. Сокращение бюджетных расходов, в том числе социальных — главный рецепт борьбы с кризисом, выработанный в Брюсселе и МВФ. Сегодня пока не ясно, как будут дальше развиваться страны Балтии, — по той же долговой модели или как-то иначе? Ситуация с евро тревожная. Можно только гадать, чем обернется для мировой экономики и тем более для экономики стран Балтии долговой кризис в ЕС. В любом случае коррективы в экономическую политику придется вносить. В частности, думать, как лучше использовать такой ресурс развития, как соседство с Россией.
Кризис в Латвии, развивавшийся на фоне разразившегося осенью 2008 г. мирового финансового кризиса, демонстрировал в 2010 г. более глубокое падение экономики, чем в большинстве других стран постсоветского пространства. В 2000-2007 гг. экономика Латвия представлялась одним из самых быстро развивающихся государств, успешно проводивших социально-экономические реформы. По данным Евростата, ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), увеличился за эти годы почти в 2 раза, с 7,0 до 13,9 тыс. евро.
Большое значение для экономики Латвии в начале XXI в. имел при ток иностранных инвестиций. К началу 2006 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 33,1% ВВП, на начало 2008 г. — уже 37,5% (7,5 млрд долл.). В годы экономического бума Латвия бесконтрольно на ращивала внешние долги. К концу 2008 г. задолженность составляла 44 млрд долл., т.е. была в 8,5 раза больше, чем золото валютные запасы страны (5 млрд долл.).
Вместо ожидаемого снижения инфляции продолжился ее рост, достигнув в 2008 г. 15,3%, оставаясь самым высоким в ЕС. Однако вскоре экономическая активность стала уменьшаться, наблюдалось падение производства, стала расти безработица, начался недобор доходов госбюджета. В декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г.
Национальный кризис в рамках развития мирового финансового кризиса усилился, и к январю 2009 г. экономические, социальные и политические процессы в латвийском обществе стали неуправляемыми. В I кв. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. спад ВВП составил 18%. В торговле падение составило 25,8%, в сфере транспорта и связи — 15,4%, в обрабатывающей промышленности — 25,8%, в строительстве — 28,2%. Расходы на продукты снизились на 4,6%, отдых и культуру — на 9,7%, одежду и обувь — на 4,2%. При этом расходы на жилье и электричество выросли на 3,7%, транспорт — на 1,4%, здравоохранение — на 0,9%.
В течение 2010 г. экономика Латвии переживала особенно глубокую рецессию, лидировала по темпам спада. После получения в декабре 2008 г. спасительного кредита в размере 7,5 млрд евро от МВФ в план государственного бюджета на 2009 г. было заложено падение ВВП на 14%. Реальный ВВП по сравнению с 2008 г. сократился на 18% (в 2008 г. падение составило 4,6%), объем инвестиций — на 37,7%. Наибольший спад производства (19,2%) наблюдался в обрабатывающей промышленности, реализация продукции которой на внутреннем рынке сократилась на 30,7%, экспортные поставки — на 21,9%. Оборот розничной торговли уменьшился на 28%, объемы строительства — на 33,6%, на транспорте и связи — на 10,3%.
Иностранные инвесторы не покинули Латвию, увеличили вложения в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий на 780 млн латов (на 32,12%). Объем накопленных ПИИ в 2009 г. составил 5 734 млн латов. В отличие от прошлых лет, когда приток прямых инвестиций из-за рубежа был существенным (в 2006 г. накопленный их объем достиг 4 007 млн латов и прирост составил 37%, в 2007 г. соответственно 5 247 млн латов и 31%, в 2008 г. 5 711 млн латов и 9%), прирост в 0,4% по сравнению с 2008 г. был незначительным.
Общий объем внешней торговли в 2010 г. уменьшил ся на 31,4% по сравнению с 2009г. Экспорт сократился на 19,4%, что обусловлено главным образом сильным экономическим спадом в соседних странах — главных торговых партнерах Латвии. На страны ЕС приходилось 69,9% экспортных поставок, на страны СНГ — 14,2%. Главными потребителями латвийского экспорта были Литва (16,1%), Эстония (14,6%), Россия (9,3%), Германия (6,7%), Швеция (5,7%). Необходимость освоения новых экспортных рынков способствовала в 2009 г. частичному восстановлению конкурентоспособности латвийских экспортеров. Так, например, к странам, импортирующим продукцию известнейшего производителя алкогольных напитков «Latvijas balzams» прибавились Марокко и Словакия, крупнейшего производителя лекарств АО «Olainfapm» — Канада и Австралия, известной фирмы «Laima», изготавливающей кондитерские изделия, — Словакия, Грузия, Азербайджан, США, Израиль, Канада.
Импорт уменьшился на 34,2%. Сокращение связано с сильным падением (25,4%) спроса как у населения, так и в производственном секторе. Снижение импорта произошло преимущественно за счет сокращения ввоза транспортных средств, машин и оборудования, бытовой электроники и электротехники, мебели. Прирост показал лишь импорт зерновых культур. Импортные поставки из стран ЕС составили 73,2%, из стран СНГ — 19%. Главными поставщиками были Литва (18,6%), Россия (13,4%), Германия (12,6%), Польша (7,8%) и Эстония (6,5%). В результате более масштабного сокращения импорта в 2009 г. образовался профицит счета текущих операций в размере 8,8% ВВП (в 2008 г. был зафик сирован дефицит в 7,8% ВВП).
Экономический кризис негативно сказался на торгово экономических отношениях Латвии с одним из ее основных партнеров — Россией. По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между странами сократился в 2009 г. на 46,4%, в том числе латвийский импорт — на 47,4%, экспорт — на 33,2%. На этом фоне предпринимались шаги по созданию более благоприятных условий сотрудничества, например упрощение визового режима для «малого приграничного движения» и др. В сентябре мэры Риги и Москвы подписали программу сотрудничества двух столиц, которая, в частности, предусматривает расширение поставок латвийского продовольствия на российский рынок, участие московских инвесторов в проектах развития Рижского порта. Экономический рост в Латвии, который ранее поддерживался спросом и легко доступными кредитами, был остановлен кредитным кризисом. Главными проблемами, по мнению аналитиков, стали большое кредитное бремя в частном секторе, низкая конкурентоспособность и слишком мягкая бюджетная политика. Бум на рынке кредитования недвижимости, продолжавшийся в течение нескольких лет, послужил основной причиной роста потребительских цен.
В феврале 2009 г. правительство во главе с И. Годманисом ушло в отставку. Новое правительство под руководством В. Домбровскиса, утвержденное парламентом в марте 2009 г., приложила все усилия на сокращение расходной части пустеющего бюджета.
В июне 2010 г. правительство договорилось с социальными партнерами о сокращении расходов госбюджета Латвии на 500 млн латов (на 10%). В поправках к латвийскому бюдже ту на 2009 г. заложен дефицит в размере 8,2% от ВВП. Было принято решение о снижении минимальной зарплаты со 180 до 140 латов, необлагаемого минимума до 45 латов, а в 2010 г. — о введении прогрессивного подоходного налога. Предпринятые латвийским правительством в 2009 г. меры экономии (сокращение государственных расходов в размере примерно 10% ВВП) вместе с международной помощью, полученной от ЕС в размере 2,2 млрд евро и МВФ — 590 млн евро, позволили удержать дефицит бюджета на уровне 6,8% ВВП. Государственный долг за год вырос на 2,17 млрд евро и достиг почти 32% ВВП, что в 1,6 раза больше, чем в 2008 г. Внешний долг составил 56% ВВП . Экономический спад углублялся нежеланием правитель ства отказаться от фиксированного курса валюты, из-за чего оно было вынуждены ограничивать внутренний спрос, чтобы преодолеть бюджетный кризис. С 1 января 2005 г. лат привязан к евро (1 EUR = 0,702804 лата). Допустимые колебания курса национальной валюты установлены в пределах +/-1%.
Правительство и Банк Латвии, несмотря на перегрев латвийской экономики и бесконтрольный бум кредитования, продолжавшийся в течение последних нескольких лет, не стали девальвировать лат. Проводилась так называемая «внутренняя девальвация», когда при стабильном лате цены на товары и услуги, а также доходы населения снижались. В результате на смену инфляции 2008 г. 10,5% (декабрь к декабрю), в 2009 г. пришла дефляция в размере 1,2%. Среднегодовой уровень инфляции за 12 месяцев 2009 г. составил 3,3% (в 2008 г. — 15,3%). Цены снижались на продовольствие и безалкогольные напитки, товары ширпотреба. В общественном питании падение составило 6,8%, на теле- и компьютерную технику — 10,1%, страховые услуги — 25,7%, мебель — 8,6%, услуги связи — 2,6%. Вследствие роста НДС и акцизного налога росли цены на алкоголь (12,6%) и табачные изделия (28,7%), медицинские услуги подорожали в среднем на 12,9%, горючее — на 20,4%, проезд в поездах и трамваях — на 18,2% . Власти Латвии сократили социальную поддержку населения. Большинство латвийских пенсионеров (почти 81%) получают пенсии ниже 200 латов.
В последнее время очень быстрыми темпами растет безработица. Ее уровень к концу 2010 г. достиг 7%, за год число официально зарегистрированных безработных увеличилось на 30%, достигнув 76,4 тыс. человек. В течение 2010 г. в стране ликвидировано свыше 20 тыс. рабочих мест, создано новых лишь 650. Уровень безработицы к концу года достиг 15,9% экономически активного населения, количество безработных увели чилось на 102 тыс. человек. Наиболее тяжелая ситуация в связи с сокращением рабочих мест сложилась в обрабатывающей промышленности, а также в системе государственного управления. Для 2010г. характерны были нарастание социальных проблем и связанных с этим многочисленных акций протеста населения, политическая нестабильность. Серьезный разлад в правящей коалиции между партией «Новое время», возглав ляемой премьер министром В. Домбровскисом, и «Народной партией», имеющей три министерских портфеля, был усугублен намерением премьера наделить себя исключительным правом принимать решения о международных заимствованиях в интересах спасения экономики страны. «Народная партия» предложила законопроект, предусматривающий, в частности, обязательное одобрение Сеймом любых законода тельных актов, влияющих на социальную ситуацию в стране. Проект документа обязывает правительство ежекварталь но отчитываться перед Сеймом о выполнении программы экономической стабилизации.
В июне 2009 г., перед встречей в Брюсселе с международными кредиторами, премьер министр В. Домбровскис обратился к народу Латвии, заявив, в частности, «что без «донорской» помощи уже в августе 2009 г. нечем будет платить зарплаты, пенсии и др. Страна на грани банкротства, от которого можно спастись, только если сильно сократить расходы и получить международный заем». На муниципальных выборах, состоявшихся 1 июля, столичным мэром был избран Нил Ушаков — представитель не входящей в правительственную коалицию левой партии «Центр согласия». Это свидетельствует о том, что население, недовольное снижением уровня жизни, проводимой социаль ной политикой, выразило поддержку оппозиционной партии в надежде на улучшение своего положения. По мнению ряда латвийских аналитиков, для стабилиза ции экономической ситуации в Латвии правительству необхо димо было самыми быстрыми темпами принимать меры по оживлению экономики.
Решение о девальвации лата является еще более болезненным, чем решение о сокращении расходов госбюджета. Если будет девальвация, то она составит от 15% до 30%. Это означает, что реальные доходы населения снизятся в гораздо большей степени, чем в результате сокращения бюджетных расходов, пострадают сразу все слои общества. Стабильный лат является основой латвийской экономики. Кроме того, Министерство финансов и правительство в целом поддерживают ту позицию, что следует уменьшать расходы, а не девальвировать лат.
Комиссар ЕС по экономическим и монетарным вопросам и представители Латвии в февраля 2010 г. подписали дополненный меморандум о взаимопонимании Латвии и ЕС. Поддержка Еврокомиссией меморандума является положительной оценкой действий правительства Латвии по преодолению кризиса, сокращению бюджетного дефицита и проведенных реформ. Третью часть пакета финансовой помощи Еврокомиссии в размере 500 млн евро Латвия получила в марте 2010 г. В целом в течение года Латвия планирует получить от меж дународных кредиторов 2,7 млрд евро (1,89 млрд латов). Финансовая помощь ЕС, МВФ и других международных финансовых структур помогут Латвии выполнить обязательства по фискальным мерам и структурным реформам. После тяжелого экономического кризиса в Латвии наблюдаются признаки улучшения ситуации. ВВП в I кв. 2010 г. впервые с конца 2007 г. вырос по сравнению с IV кв. 2009 г. на 0,3%. Возвращение к росту экономики будет постепенное, в 2011 г. прирост ВВП может составить 3,3%. В последующие годы, в отличие от докризисного периода, его в значительной мере предопределит развитие экспорта, за которым последу ют изменения внутреннего спроса. По данным Еврокомиссии, в текущем 2011 г. прогнозируется сокращение реального ВВП на 3,5%, среднегодовой уровень дефляции составит 2,5%, безработицы — 21,2%, дефицит бюджета может достичь 8,6% ВВП.
Вам может понравиться
-
Депутат Сейма Латвии арестован после выступления в поддержку русскоязычных
-
В России вынесен заочный приговор латвийскому наемнику Ронису Зигмарсу
-
В Балтийском море произошел разрыв телекоммуникационного кабеля между Швецией и Латвией
-
«Мы нападем непосредственно на Санкт-Петербург»: страны Балтии грозят России
-
Петербуржцы любят проверять соцсети в пробках
-
В Латвии возбудили уголовное дело за возложение цветов на место разрушенного памятника
Слушать радио
Лента новостей
Германия вводит запрет на продажу опасных веществ среди молодежи
Правительство Германии приняло важный законопроект, направленный на защиту молодежи от опасных веществ. Документ предусматривает серьезные ограничения на оборот закиси азота...
Как Ростсельмаш получает миллиарды, оставаясь «на грани закрытия»
Константин Бабкин, лидер экономической платформы ЛДПР и владелец крупнейшего производителя сельхозтехники Ростсельмаш, показывает нестандартный подход к достижению своих целей, используя...


Клиника в Берлине запретила мероприятия с разделением по полу
Университетская клиника Charité в Берлине приняла решение запретить проведение у себя любых мероприятий с разделением участников по половому признаку. Это...


В Германии планируют поэтапное повышение минимальной зарплаты
Комиссия по минимальному размеру оплаты труда при правительстве ФРГ приняла важное решение о повышении минимальной заработной платы в стране. Соглашение...


Разрушительный шторм во Франции унёс жизни двух человек
Стихийное бедствие обрушилось на территорию Франции, принеся с собой серьёзные разрушения и человеческие жертвы. По последним данным, два человека погибли,...