Главное
Дома Придворного духовенства и Конюшенного фуражного двора на Шпалерной обрели статус исторического памятника
В Северной столице появилось два новых объекта культурного наследия. Особого статуса от КГИОП удостоились здания Придворного духовенства и Конюшенного фуражного двора.
Комплекс малоэтажных зданий, растянувшихся вдоль улицы Шпалерной, имеет богатую историю. Эти постройки появились в Петербурге в 19 веке и использовались для размещения священнослужителей. В 1888-1889 годах на территории Конюшенного фуражного двора была проведена масштабная реконструкция, а жилые корпуса перепрофилированы под инфекционную больницу. Свои правки в назначение данных сооружений внесла и Великая Октябрьская революция: по ее завершении здесь открылось общежитие для трудовой молодежи. После Второй мировой войны в доме под номером 52 закипела коммунальная жизнь. Жителям 21 века архитектурный комплекс, воздвигнутый в стиле классицизма, служит площадкой под бизнес-центры.
Между тем каждая перепланировка – это серьезный удар по внешнему облику уникального исторического здания. Летом 2020 года Придворное ведомство и Конюшенный фуражный двор взяло под свою защиту государство – накануне КГИОП внес их в список памятников архитектуры.
Впрочем, как показывает практика, не всегда данный статус предвещает безоблачное будущее ценным объектам архитектуры. Здание Конюшенного ведомства, построенное в 1720-1723 годах на набережной канала Грибоедова по указу Петра I, также признано историческим памятником. Более того, его значимость официально подтверждена Всемирной организацией ЮНЕСКО. Несмотря на это, петербургские власти продолжают закрывать глаза на аварийное состояние объекта. Уже несколько лет чиновники предпочитают обходиться консервацией, в то время как для сохранения императорских конюшен крайне необходим капитальный ремонт. Однако на восстановление памятника в бюджете денег нет. Прошлым летом на помощь были призваны инвесторы. Свои варианты преображения презентовали пять кандидатов. Они планировали сохранить объект и обустроить в стенах Конюшенного ведомства общественные пространства с кафе, торговыми павильонами, площадками для проведения ярмарок и концертов. Среди предложенных проектов чиновники не нашли того, который бы полностью удовлетворял их требованиям. Кроме того, Смольный так и не определил, на каких правах передать бизнесу объект. Прошел почти год, а торги так и не состоялись. Между тем смещение сроков реконструкции губительно сказывается на состоянии исторического памятника. Такими темпами можно дотянуть до того момента, когда восстанавливать будет нечего.
Увы, но такие примеры в Северной столице уже имеются. Достаточно взглянуть на участок, где раньше была знаменитая Пробирная палата. Сегодня на ее месте остался лишь фасад и котлован. Ответственность за уничтожение исторической постройки лежит на компании ООО «Легион», которая намеревалась возвести здесь отель. Аналогичная участь может постичь и Пальмовую оранжерею. Исторический памятник, примыкающий к Таврическому саду, сегодня находится в частных руках. Некоторое время назад собственник пытался продать архитектурный объект. Изначально он запросил за него 49 млн рублей, а затем поднял планку до 175 млн. Учитывая, что старинное здание требует немалых вложений на восстановление, такая цена несоизмеримо велика. Сегодня Пальмовая оранжерея продолжает разрушаться, теряя все шансы на спасение.
Обилие исторических памятников на улицах Петербурга накладывает серьезную нагрузку на бюджет. Зачастую, городская казна не располагает теми объемами средств, которые необходимы на реконструкцию всех архитектурных объектов. Решить проблему помогло бы активное вовлечение в этот процесс инвесторов, тем более что бизнес сегодня весьма охотно берется решать подобные задачи.