Культура
Интервью: Тамара Белецкая призывает слушать художников
В Калининграде художник-модельер Тамара Белецкая – личность известная: женские украшения из минералов и натуральных камней, в которых янтарь органично дополнен агатом, яшмой, топазом, нефритом, аметистом, чароитом, бирюзой, горным хрусталем, малахитом.
Создание ювелирных украшений для Белецкой – это, прежде всего, игра. Игра со зрителем. Как признается Тамара, в плохом настроении она никогда не возьмется за работу, поскольку не хочет делиться с камнем негативной энергией. Художник считает, что творить надо легко и радостно, иначе украшения не будут долго жить или получатся сложными.
— Моя задача состоит в том, чтобы человек, который потратил свое время и пришел на выставку, уходя, не только размышлял о смысле жизни и философствовал — хотя там есть и такие произведения, кто придет, сразу их увидит, — а почувствовал больше легкости, радости, любви, нежности, солнца, — говорит Тамара Белецкая.
— Одна из Ваших выставок называется «Сон в зимнюю ночь». Почему такое название? Или прекрасное нам может только сниться?
— Когда мы просыпаемся, перед нами сразу встают многочисленные проблемы, которые надо решать, а во сне можно мечтать, летать, во сне человек отдыхает душой и телом, во сне может происходить то, чего в реальной жизни быть не может. И только во сне мы можем увидеть самые необыкновенные украшения.
— Когда вы только начинали заниматься ювелирными украшениями, янтарь не пользовался такой большой популярностью, больше было камней -агат, топаз, аметист, бирюза, горный хрусталь. Сегодня же царствует янтарь. Меняете стиль, направление в работе?
— Да, действительно, вначале было большое количество полудрагоценных камней,которые я старалась подружить с янтарем, — и в работах больше внимания обращала на их цвет, чтобы он лился, как краски акварели. Все оттенки и полуоттенки камней дают прекрасную цветовую гармонию, которая зажигает и самого человека, и образ, что очень важно. Как ни крути, а от профессии модельера мне уйти невозможно, поэтому когда я делаю украшение, примерно прикидываю, к какому наряду оно подойдет. Но в последние годы мне стало интересно создавать украшение не ради украшения, а найти в этом какую-то философию. В общем, захватил меня янтарь со своей философией — и не буду скрывать, что у меня по этому поводу есть такая хорошая профессиональная злость.
— Злость на кого или на что?
— Часто слышишь или читаешь, что Гданьск объявляет себя столицей янтаря, литовцы тоже с большой претензией на янтарную «монополию», — и становится досадно и обидно, что девяносто с лишним процентов мирового запаса янтаря добываем здесь и так много у нас интересных художников, а янтарные столицы — рядом с нами. Доля правды, конечно, в этом есть: у поляков и литовцев больше янтаря креативного, модного, носимого. Мы немного где-то застряли, нанизывая на леску кусочки янтаря разной формы, — и вот в этом и есть моя профессиональная злость. Думаешь: да что мы — вообще не понимаем ничего, моды не знаем, не чувствуем?..
Теория в камне — бесполезное дело. Мне стало интересно практически оценить широту спектра этого минерала, посмотреть, как можно сделать янтарь супермодным, авангардным, молодежным. Ведь украшения, как и вещи, имеют сезонность — в этом я абсолютно убеждена: то, что хорошо летом, зимой будет смотреться странно. Если лето, то должны быть природные, облегченные материалы, — и в моих колье использованы льняные бечевки, белые материалы, белая кожа. Металл — он больше осенний, весенний и зимний материал, он вступает в силу с похолоданием (я имею ввиду ювелирный материал, а не золотые цепочки).В последней коллекции янтарь у меня как раз сочетается с ювелирным металлом и кожей.
На свои работы я смотрю не как на картины, которые приятно рассматривать, — хотя и такие есть на выставке, — а с точки зрения философского размышления о жизни. Например, в такие работы, как триптих «Концерт Рахманинова» и «Самбия» мне захотелось внести антикварные предметы, которым более ста лет, а некоторым и по двести. Они найдены на территории Калининградской области, мне пришлось с ними поработать как реставратору. И сегодня в этих работах видна связь времен: в них предметы культуры и быта XIX века живут уже другой, современной жизнью. Ведь мода была всегда, женщины всегда хотели быть красивыми, а художники всегда работали, удивляли – и это удивление прошлых лет мне захотелось перенести в сегодняшнее время. В этих изделиях есть дух времени, дух земли — это и есть философия жизни.
— Вы уже сказали, что творить надо легко и радостно. А сколько времени у вас уходит на создание ваших работ?
— Трудно сказать. Когда начинаю работать, не знаю, что в итоге получится. Я не делаю зарисовки на бумаге, с камнем работаю как с красками. На бумаге нарисовать — самое простое. На бумаге нарисовать можно все — и все будет красиво. Как и в одежде: например, рисунок платья был красивый, а само платье в результате почему-то не получилось. Я набираю для украшения необходимые соединяющие материалы, чтобы все лилось свободно, а дальше картинку уже делаю руками. Пока мне нравится янтарь, который был в природе, я не придаю ему какую-то определенную форму, мне, наоборот, нравится работать от формы камня, хочется быть ближе к природе, помочь ей, а не взять кусочек янтаря и загнать его в листик. Я не говорю, что так не должно быть, так может быть, но мне не хочется так работать. Не говорю, что так будет всегда, но сегодня мне интереснее творить в гармонии с природой.
— На мой взгляд, калининградцы так избалованы янтарем, что их сложно удивить, поразить. Вы согласны?
— Вот поэтому мне и хочется, чтобы выставку в первую очередь смотрели калининградцы, а не туристы. Прежде я и сама к украшениям из янтаря относилась с той точки зрения, что, наверное, это ценно и красиво, но носить я это не хочу. Многие бусы и ожерелья воспринимала как «только для бабушек». Хотя у нас работают замечательные художники по янтарю, особенно резчики. А теперь я вижу, что, действительно, есть объективные причины, которые здесь мешают художникам развиваться. Правда, что касается меня, я немного избалована, потому что в прошлом году получила премию «Признание» за новый подход к янтарю, — но если говорить о художниках в целом, то, конечно, надо менять отношение к ним, надо менять подходы, слушать именно художников, а не руководителей фирм. Художники должны говорить, что им мешает работать, творить. А «золотые» руки у нас есть.
Беседовала Татьяна Пономаренко.