Экономика
Возникнет ли в России дефицит масла и сахара
В России у небольших и средних торговых сетей начались сложности с закупкой масла и сахара по регулируемым ценам. Может ли это привести к дефициту дешевых продуктов? И как разрешить ситуацию?
Малый бизнес пользуется услугами дистрибьюторов, поскольку небольшие объемы поставок не столь интересны производителям. Последние охотнее взаимодействуют с крупным торговым бизнесом и дистрибьютерами, которые потом перепродают товар небольшим магазинам.
Соответственно, малый бизнес поставлен в невыгодное положение по цене, потому что даже при равной стоимости отгрузки со склада производителя расходы на доставку у него выше, чем у крупного бизнеса. В пользу сетевых ритейлеров играют как наличие собственных подразделений доставки и трансфертное ценообразование, так и эффект масштаба, при котором доля затрат на доставку в единице продукции меньше, чем у малого бизнеса.
Что дальше? Дефицита продуктов не будет, если сервисные компании не начнут массово закупать товар впрок для хранения в расчете на более дорогую перепродажу. Полагаю, производители должны проявить социальную сознательность в данном процессе и не допускать массовых закупок, отгружая товар в объемах, аналогичных соответствующему кварталу прошлого года. Очевидно, и малый бизнес сможет найти более оптимальные варианты закупок соответствующих товаров с учетом логистики для уменьшения цен их реализации.
Из-за сахара и масла малые магазины не обанкротятся, так как они реализуют и иной ассортимент товаров, но эта ситуация может уменьшить прибыльность их бизнеса.
Светлана Казанцева, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).