Экономика
От Аргентины до Украины: какие страны активно кредитует МВФ
За годы своего существования Международный валютный фонд (МВФ) превратился из организации, основная задача которой — выравнивание платежных балансов стран-участниц, в крупнейшего кредитора развивающихся стран и государств с формирующимися рынками, испытывающих острые финансовые проблемы. Кто и на каких условиях сегодня получает регулярную помощь МВФ?
Интересно, что перечень стран, принимающих участие в программах МВФ, постоянно варьируется. Так, если рассмотреть три временных точки (2000 год, после Азиатского финансового кризиса; 2009 год, после глобального финансового кризиса и 2019 год), можно выделить только одну страну, являющуюся постоянным заемщиком данной организации. Это Украина. Стабилизационными кредитами фонда в разное время пользовались и довольно успешные страны с динамично развивающейся экономикой. Например, Республика Корея и Исландия.
В 2000 году наибольшая доля от общей суммы кредитов МВФ была у России (25,8%), Индонезии (19,4%) и Кореи (11,2%). С тех пор для этих стран ситуация полностью изменилась. МВФ они не должны.
В 2019 году среди заемщиков Фонда лидируют Аргентина и Украина (47% и 13% соответственно). Стоит отметить хроническую неэффективность программ МВФ для Украины. После 2010 года происходит постоянное ухудшение макроэкономической ситуации в этой стране, которая продолжает оставаться тяжёлой и в настоящее время.
Аналогичная ситуация и в Аргентине, где, несмотря на поддержку МВФ, ситуация в сфере государственных финансов ухудшается.
Неудачные программы. МВФ обвиняли в том, что он оказался неспособным предсказать и предотвратить ряд кризисов (мексиканский 1994 года, который распространился и на другие страны Латинской Америки), а также стал одним из факторов углубления азиатского кризиса 1998 года. В ряде случаев МВФ значительно усугубил ситуацию в социальноэкономической сфере пострадавших стран (Югославия конца 80-х годов прошлого века, ряд африканских стран, включая Руанду и Сомали).
Неудачи программ кредитования МВФ связаны и с взаимной некомпетентностью. С одной стороны, эксперты фонда предлагали меры, которые не учитывали особенностей конкретной страны. С другой, — власти стран, остро нуждающихся в деньгах, готовы были брать их на любых условиях, не понимая рисков, с которыми связана реализация требуемых мер.
Пик заимствований у МВФ пришелся на время ликвидации последствий глобального финансового кризиса. В настоящее время долги 33 стран-заемщиков перед Фондом не превышают 50 млрд долл.
Практика показала, что стабилизационные программы МВФ целесообразно использовать потенциально сильным экономикам с устоявшимися институтами. Увязка кредитования с обязательными программами либерализации, как правило, ситуацию ухудшает.
Марина Данилина, старший научный сотрудник научной лаборатории «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).