Главное
Переходим на цифровое лечение: как пандемия меняет рынок медицинских услуг?
Как используют современные IT-технологии зарубежные и российские врачи? Насколько эффективно они себя проявили в пандемию? Что нового может появиться в ближайшем будущем в цифровой медицине? Вот, что мы выяснили.
Инновационный потенциал цифровой медицины и ее востребованность сегодня уже ни у кого не вызывают сомнений. Главный плюс информационных систем – способность контролировать оптимизацию затрат и улучшать качество обслуживания пациентов. Цифровые технологии меняют суть лечения, делая его более персонализированным, своевременным и экономичным.
В настоящее время система здравоохранения больше воспринимается как экосистема с группой стейкхолдеров, каждый из которых выполняет в ней свое предназначение, повышая качество медицинских услуг. Обеспечивая безопасность и хороший уход за пациентами вне стен клиники, такие стейкхолдеры формируют новую систему взаимоотношений между собой. Все это в итоге приведет к созданию глобальной медицинской цифровой платформы, основанной на больших данных («big data»).
Благодаря этой системе выстраивается профиль отдельных пациентов с одновременным учетом данных медицинской статистики, собранной из миллионов похожих клинических случаев.
Расширенная реальность. Например, можно выделить интересный проект компании Apple – технологию ResearchKit, которая помогает врачам собирать надежные данные для исследований на базе iPhone. Также компания разработала специальную платформу CareKit, которая создает приложения для ежедневного отслеживания состояния здоровья человека. На данной платформе регистрируются участники исследования. С момента ее появления было собрано огромное количество данных и сделан ряд важных открытий. Например, в области кардиологии в день регистрируется до 11 тысяч участников исследования.
Как отмечается в последнем отчете о состоянии рынка цифровой медицины консалтинговой компании Accenture, следующий этап развития экосистемы – это интеграция всех в единую цепочку: электронная регистратура – искусственный интеллект – расширенная реальность и квантовые компьютеры. Это в совокупности кардинальным образом изменит работу всех сфер здравоохранения.
Что изменила пандемия. Когда начинается эпидемия, как известно, возрастает спрос на медицинские ресурсы и усиливаются последствия их неправильного использования. Ситуация с SARS-Covid-2019 иллюстрирует данную ситуацию в полной мере.
Сейчас в мире поднимается вопрос об использовании медицинских онлайн-платформ с поддержкой блокчейна для всех секторов здравоохранения. Повышается ценность медицинских информационных систем как на уровне пациентов, так и на уровне населения страны в целом. Мобилизация с одновременной координацией ресурсов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) превращается в гонку на скорость, потому что необходимо сдерживать распространение болезни.
Все элементы системы здравоохранения должны быть готовы действовать синхронно и подключаться вовремя к решению проблемы. Чем помогает «цифра»? Личная информация пациентов, собранная в огромный массив данных медицинской статистики, позволяет сформировать грамотную государственную политику и определить оптимальные протоколы лечения болезни как можно быстрее.
Совместное использование данных электронной медицинской карты пациента всеми участниками системы рынка медицинских услуг повышает административную эффективность и снижает затраты. Последнее возможно за счет устранения ненужного дублирования медицинских анализов, что соответственно сокращает и количество возможных медицинских ошибок.
Особо стоит отметить интерактивную карту распространения пандемии. Например, та же компания Microsoft выпустила ее на базе своего поисковика и данных официальных источников. Такие интерактивные карты стали крайне популярны, поскольку отображают реальные данные о количестве инфицированных, выздоровевших и умерших людей во всем мире и в отдельных странах, позволяет просматривать связанные с этим новости.
Выпускаются новые приложения для смартфонов, которые контролируют изменение температуры тела человека в режиме реального времени. К одному из таких приложений подключен термометр бренда Kinsa. В США производитель Clorox платит за доступ к данным программы, чтобы отслеживать места концентрации людей с высокой температурой и прогнозировать потребление и доставку антисептиков и средств дезинфекции в режиме реального времени.
Также наблюдается рост потребления различных мобильных медицинских гаджетов. Достаточно вспомнить, что все они интегрированы в приложения и общую систему цифрового здравоохранения. По расчетам компании IDTechEx, к 2026 году на мировом рынке будет продано 5 млрд подобных гаджетов.
От лечения к «цифровой» слежке? По понятным причинам COVID-19 вызвал острую необходимость быстрого внедрения новых технологий. Первой задачей было – цифровое отслеживание контактов и выявление носителей и заболевших, чтобы предотвратить распространение инфекции. Например, власти Сингапура практически сразу запустили приложение TraceTogether, которое позволило выявлять отдельные группы населения и работать с ними дальше.
Бесплатная система Partners HealthCare позволила создать на основе искусственного интеллекта скрининг COVID-19 для пациентов. Чат с несложным интерфейсом задает ряд вопросов и позволяет сортировать входящие обращения, распределяя, кто нуждается в стационарном или амбулаторном лечении.
По статистике, от COVID-19 из медицинского персонала больше всего погибают медсестры, что неудивительно, так как им чаще всего приходится контактировать с заболевшими и проводить дезинфекцию. Снизить остроту проблемы позволила роботизация данного процесса. В частности включение в систему робота Youibot.
2020 год стимулировал в медицине и развитие 3D-печати. Система Internet of Things (интернет вещей) теперь позволяет тратить меньше времени на поиск и доставку необходимых в лечении материалов. В условиях пандемии это приобретает особую значимость: 3D-принтеры по запросам медперсонала могут все делать оперативно в автоматическом формате.
Отдельный вопрос цифрового здравоохранения – применение телемедицины, которому ВОЗ уделяет особое внимание в борьбе с пандемией COVID-19. По данным VEB Ventures, сейчас наблюдается рост мировой посещаемости телемедицинских сервисов. На начало 2020 года их было 36 млн и ожидается, что число вырастет в 5,5 раз и составит на начало 2021 года около 200 млн визитов. По последним прогнозам Global Market Insights, мировой рынок телемедицины к 2026 году вырастет с $45 до $175 млрд, а среднегодовой темп роста составит 19,3%.
Какая доля этого рынка придется на Россию – пока вопрос. В нашей стране существует базовый закон о телемедицине, который давно требует поправок, поскольку в рамках дистанционной консультации врачи не имеют права поставить диагноз, назначить лечение и препараты, оформить больничный лист. Есть надежда, что в ситуации с пандемией телемедицинские консультации получат максимум полномочий в своем использовании.
Что дальше? При общих позитивных трендах развития цифровой медицины остается одна глобальная проблема. Речь идет о ситуации с киберпреступностью в части массивов данных. Чтобы решить проблему кибербезопасности государство и медицинские учреждения должны создать соответствующую инфраструктуру для защиты конфиденциальной информации. Системе здравоохранения необходимо стремиться к высоким стандартам защиты электронных баз хранения личной информации пациентов. Эта задача на сегодняшний момент – одна из самых сложных. Ее нерешенность фактически тормозит развитие цифровой медицины в мире.
Будущее отрасли также зависит от разработок технологий, базирующихся на трех областях знаний: социальные медиа, доказательная медицина и персонализированная медицина. Интеграция этих трех компонентов в цифровой среде позволит достичь максимального успеха в сфере цифровых технологий и повышения качества лечения. Опять же все это произойдет в том случае, если наметятся пути решения вопроса безопасного хранения данных пациентов по всему миру.
Анна Цветкова, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).