Тренинги вместо образования: кто и чему учит россиян, кроме школ, техникумов и вузов? — Международное радио «Голос Балтии»

Общество

Тренинги вместо образования: кто и чему учит россиян, кроме школ, техникумов и вузов?

Published

-

В России с начала осени становятся популярными тренинги: по продажам, личностного роста, уверенности в себе, для руководителей, женщин, по психологии… Сколько стоят такие занятия, какие психологические и педагогические приемы используются для привлечения клиентов? Какую отдачу приносят тренинги организаторам и клиентам? На что нужно обращать внимание, чтобы не потратить деньги и время впустую? Расскажем подробнее.

Диплом без юридической ценности. Для начала разберемся, что обычный клиент понимает под образовательными услугами. Когда мы говорим про какие-либо «курсы», или «занятия», в голове возникают и традиционные лекции, и курсы в высших учебных заведениях, и курсы по иностранным языкам в онлайн-школах, и занятия по йоге в соседнем доме. И все это для простого потребителя - обучение. Разве что чисто интуитивно его можно поделить на «серьезное» и «не очень», или «для себя» и «для карьеры».

С точки зрения законодательства образовательная деятельность должна быть обязательно лицензирована. Только после получения лицензии организация может выдавать своим ученикам документы об образовании, обучении или квалификации. Что это за документы? Дипломы, аттестаты, удостоверения установленного образца. Без получения лицензии оказывать образовательные услуги могут индивидуальные предприниматели. Причем, самостоятельно, без привлечения к обучению дополнительного персонала (например, репетиторы). Получить данную лицензию - процесс непростой. За счет чего же многочисленные курсы и тренинги растут огромными темпами?

Одна из хитростей заключается в том, что официально образовательной деятельностью, которая требует лицензирования, является обучение по утвержденным образовательным программам с итоговой аттестацией и выдачей документов. Но масса других популярных сегодня вариантов - «тренинги», «мастер-классы», «выступления», «марафоны» - хоть и воспринимаются потребителями как образовательный процесс, на деле часто оформляются как консультационная или досуговая деятельность. Можно встретить и такое название, как «инфобизнес», т.е. продажа информации.

Поэтому одной стороны потребитель получает уроки, его учат, с позиции наставников объясняют «правильные» процессы и подходы, а с другой - только потребитель и никто иной несет ответственность за результаты этого обучения. И иногда даже лучше не получить никаких навыков и знаний после подобных занятий, чем получить неверную, неэффективную или даже опасную (например на курсах по самолечению, или домашнему фитнесу) информацию.

Что касается итоговых документов, то после окончания таких занятий слушателю может быть выдан «сертификат участника», справка «прослушал курс», «прошел марафон» и др., что для неискушенного потребителя может повысить ценность предложения, но, разумеется, никоим образом не отражает ни полученную квалификацию, ни специальность, да и не имеет никакой юридической ценности.

На подобные предложения также имеется свой спрос, иногда довольно высокий. Почему так происходит?

Три причины высокого спроса. Во-первых, как мы уже сказали, очень многие слушатели подобных форматов не знают о необходимости лицензирования образовательной деятельности и не задаются подобным вопросом. В тех случаях, когда курсы проходят «для себя» -рисование, кулинария, похудение, базовые компьютерные навыки, психология общения, обретение уверенности в себе и др. -никакой финальный документ слушателям обычно и не нужен. Поэтому решающим фактором участия здесь станет, скорее, не лицензия, а цена, отзывы в соцсетях и «раскрученность» преподавателя или компании среди целевой аудитории.

Задумываться о том, какой документ будет выдан после прохождения курсов, слушатели начинают в том случае, если одной из задач обучения является продвижение по карьерной лестнице – то есть нужна какая-то «бумага», которую можно показать работодателю. Но и здесь не все доходят до конца, удовлетворяясь «сертификатами участника» и прочими неофициальными документами, которые принимаются далеко не всеми компаниями, и точно не государственными.

Второй причиной популярности данных форматов обучения можно назвать относительную простоту покупки такой услуги (аналогично билету в кино, или обеду в кафе - оплатил, и все), в отличии от оформления официальной образовательной услуги с заключением договора и сбором персональных данных. Конечно, чем проще курс, тем проще с точки зрения потребителя должен быть процесс. Одно дело, если это тренинг «Учимся готовить пиццу дома», другое-если это квалификация на поварской разряд.

Третье - это, безусловно, эффективное продвижение. Грамотное ведение социальных сетей, наращивание аудитории подписчиков, работа с лидерами мнений, превращение клиентов в амбассадоров бренда -многие тренеры успешно владеют данными приемами, что при наличии относительно неплохого продукта, позволяет им эффективно продавать свои услуги. Если продукт откровенно плох, то та же самая открытая информационная среда обычно играет плохую службу -от негативных отзывов и комментариев крайне сложно избавиться. Хотя и здесь существуют свои способы.

Как складывается цена? Что касается ценообразования, то на данном рынке это довольно стихийный процесс, как, впрочем, и практически на любом рынке услуг. Нашумевший в свое время тренинг Тони Роббинса - «мотивационного тренера», билеты на который продавались по цене от 30 до 500 тыс. рублей - тому пример. Можно найти хорошие недорогие курсы, если преподаватель еще недостаточно «раскручен», но есть шанс получить и сомнительное качество за немалую цену.

Возможность пройти качественное обучение по низкой цене сейчас дает дистанционный формат, а именно обучение в записи. Например, видеолекции. Как любой цифровой продукт, образовательный курс, один раз созданный и оцифрованный, при дальнейшей продаже не имеет издержек на воспроизводство. Копировать и продавать его (либо предоставлять доступ к площадке) можно неограниченное количество раз. Таким образом, после «отбивания» затрат на создание курса, продавец почти не ограничен экономическими барьерами, ему нужно покрывать только постоянные издержки (например, аренду платформы для вебинаров). В связи с этим, цена на цифровой курс может быть снижена весьма ощутимо. Другое дело -если обучение все-таки предполагает личное участие педагога, разбор работ, домашних заданий, консультации и прочее.

Лицензионные и дистанционные. Развитие дистанционных методов обучения делает образование одинаково доступным жителям всех регионов, в том числе самых удаленных. Единственное, что нужно -это стабильное интернет-соединение и гаджет для занятий. За последние годы количество выданных образовательных лицензий было относительно стабильно, за исключением 2020 года, что напрямую можно связать с пандемией COVID-19. По общему количеству организаций, получивших лицензии, лидируют две столицы, активно проявляют себя республика Татарстан, Красноярский край (рис. 1).

Рисунок 1 — Количество образовательных лицензий, полученных организациями по регионам России.

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор.

На что обратить внимание? Подводя итоги, можно выделить несколько пунктов, на которые стоит обращать внимание при покупке образовательных услуг:

Проанализируйте, для чего вам нужен этот курс - для получения каких-то навыков и знаний «для себя», вы рассматриваете его как хобби или более серьезное занятие. Нужно ли вам документальное подтверждение по итогам учебы? Если занятия больше «для души» и документ не нужен -изучайте отзывы, мониторьте цены и смело выбирайте то, что понравилось.

Если задача более серьезная и вам необходимо дополнительное образование, повышение квалификации или приобретение новой специальности -изучайте отзывы, обращайте внимание на историю и бренд учебного заведения, а также обязательно проверьте наличие действующей образовательной лицензии на сайте Рособрназдора. Помните: цена на образовательную услугу будет зависеть от формы проведения занятий, их длительности, популярности направления и известности учебного заведения, в том числе среди работодателей.

Мария Твердохлебова, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version