Профессор БФУ Нина Дмитриева: "Канта можно и нужно пытаться понять..." — Международное радио «Голос Балтии»

Общество

Профессор БФУ Нина Дмитриева: "Канта можно и нужно пытаться понять…"

Published

-

Радио Голос Балтии. В Калининграде в БФУ имени И. Канта в конце мая прошлого года создано новое подразделение – Академия Кантиана.

В интервью коллегам из БФУ научный руководитель Академии Кантиана, доктор философских наук Нина Дмитриева рассказала о том, что за неполный год удалось сделать, с какими сложностями пришлось столкнуться и, конечно, о том, какие проекты планируется осуществить в ближайшее время.

– Нина Анатольевна, какие задачи ставились при создании Академии Кантиана?

— Институт Канта, который существовал прежде, занимался изучением философии этого мыслителя, а также изучением его биографии, трудов и так далее. Академия Кантиана охватывает более широкую проблематику. Она изучает не только самого Канта, но и всё, что с ним связано. Нам интересен контекст кантовской философии – исторический, идейный. То есть, по большому счету, вся философия Просвещения. В зоне нашего внимания также восприятие философии Канта, идей Канта в России, функционирование их в российском культурном пространстве, в русской философии. Вокруг всего вышеназванного формируются более локальные проекты, прежде всего, связанные с компаративными исследованиями восприятия западной философии в России и русской философии на Западе.

Конечно, нас интересует актуальность идей Канта, идей Просвещения сегодня. Причём в данном случае я бы говорила не о каком-то ребрендинге этих идей, а о попытке их использовать при формировании современного философского и – в более широком смысле – интеллектуального дискурса.

– Насколько сложно оказалось воплотить эти планы в жизнь?

– Создание такой структуры, как Академия Кантиана, – это довольной сложный процесс. Во всяком случае гораздо более сложный, чем казалось в начале пути. Постоянно возникают вопросы, связанные с персональным составом группы, организацией ее работы и так далее.

Но все это довольно быстро решается, поскольку нас всегда и во всем поддерживает университет. Именно это, как мне кажется, позволило нам довольно быстро влиться в общую университетскую жизнь, завоевывать свою аудиторию. Сегодня нас знают студенты, признают коллеги. И это есть главный позитивный результат нашей работы, которую мы будем, разумеется, и дальше активно продолжать. Потому что, собственно говоря, ради студентов и ради университетской жизни мы существуем.

Если говорить о конкретных проектах, то в первую очередь нужно упомянуть «Кантовский лекторий», который впервые прошел 22 апреля 2017 г., то есть, в день рождения Канта, в Кафедральном соборе. В дальнейшем открытые лекции проводились и продолжают проводиться ежемесячно, кроме сессионного и каникулярного времени.

Мы приглашаем читать лекции ведущих специалистов из России и из-за рубежа. В их числе – профессор университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттенберг) доктор Юрген Штольценберг, который открыл Кантовский лекторий в Кафедральной соборе в прошлом году. А в этом году мы пригласили выступить в Соборе профессора философского факультета РГГУ Алексея Круглова.

Лекция на «Кантовском лектории» может быть о какой-то проблеме в философии Канта, либо это может быть лекция на какую-то компаративную тему. Вот, например, молодой, но уже известный российский философ научный сотрудник Академии Кантианы Андрей Тесля сопоставил Канта и Льва Шестова, философ из Высшей школы экономики Андрей Михайловский – Исократа и Платона, другой известный философ из РУДН и Высшей школы экономики Петр Резвых рассказал о восприятии философии Шеллинга в России XIX века. А в марте ждем в гости философа, политолога и публициста, кандидата философских наук, доцента МГУ имени Ломоносова Бориса Межуева, который прочитает лекцию о Владимире Соловьеве и об одном из самых кантовских его сочинений – «Оправдании Добра». Важная особенность этих лекций в том, что они адресованы самому широкому кругу людей – студентам разных специальностей, горожанам, а не только специалистам-философам. Интересно обычно всем.

Также хочу напомнить, что в ноябре прошлого года в БФУ им. И. Канта прошла международная научная конференция «“Нет права на восстание”. Кант и проблема революции в политической философии XVIII – XXI вв.», которая собрала ведущих специалистов по заявленной тематике. Были интересные дискуссии, доклады, которые мы выложили на наш канал в youtubе. И эти видео, надо сказать, имеют успех, у них достаточно большое количество просмотров.

– Чем порадуете в будущем? В ближайшем и в отдаленном?

– У нас грандиозные планы. Мы хотели бы наращивать и количество публикаций, и количество сотрудников, и количество научных событий – конференций и семинаров. И, конечно, их качество. В мае пройдёт семинар по актуальности философии Канта в таких областях как прикладная этика, прикладная философия, научная этика и так далее.

Сейчас мы работаем над осуществлением довольно амбициозного проекта – подготовкой выхода обновленного «Кантовского сборника», в котором будут выходить статьи сразу на двух языках. Если статья была написана на русском, то будет размещен оригинал и перевод на английский, если на английском или немецком, то её переведут на русский. Это уникальный формат, такого в России, насколько мне известно, нет. По крайней мере, в области философии. Конечно, работа над новым номером, который должен выйти в апреле, требует серьезной концентрации. Сотрудники Академии Кантиана – Анатолий Пушкарский, Андрей Зильбер, Вадим Чалый – работают в напряженном режиме. Большую помощь нам оказывает известный канадский специалист по неокантианству, русской метафизике и онтологии Фредерик Тремблей. Он, неплохо владея русским языком, занимается вычиткой текстов на английском, научной редактурой. Нужно сказать, Фредерик недавно стал штатным сотрудником Академии Кантиана и на днях приехал в Калининград.

– Фредерик Тремблэй ведь будет не первым иностранным сотрудником Академии Кантиана?

– Нет, не первым. Мы стремимся сделать наш коллектив интернациональным, и университет нас в этом поддерживает. Тем более, что возможности у БФУ им. И. Канта, который участвует в проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100», для этого имеются. В конце января в наши ряды влился специалист из Финляндии Пярттюли Ринне, незадолго до этого защитивший диссертацию в Шотландии на очень интересную тему. Его научная работа была посвящена проблеме любви в философии Канта. Причём Пяртюлли провел не просто историческое исследование, а историко-систематическое. Мы пригласили его прочитать лекцию по его теме на «Кантовском лектории», и он любезно согласился. Примечательно, что Пяртюлли не только философ, но и драматург – он пишет пьесы для радио, театра и кино. Он женат, у него двое детей. Его супруга – известная и востребованная в Финляндии актриса.

– Сегодня центром кантоведения в России является МГУ. Есть ли у нашего университета, который находится в родном городе философа, возможность перехватить инициативу?

– Конечно, есть, но это пока отдаленная перспектива. Если у нас сохранится поддержка университета и региона – административная, интеллектуальная и даже моральная, то мы сможем, если не обойти МГУ, то, как минимум, стать с ними вровень.

– Ставите ли вы перед собой задачу популяризации идей Канта вне научной среды, скажем так, среди широких масс населения? Или Канта не стоит упрощать?

– Я бы сказала, что упрощать Канта – дело неблагодарное. Здесь, скорее, нужно пытаться перевести его на понятный для обычного человека язык. У Канта есть не только высоконаучные тексты, но и тексты, адресованные более широкой публике. Он хотел донести свои идеи до человека, который способен пользоваться собственным умом. Канта можно и нужно пытаться понять, но для этого, действительно, нужно набраться мужества пользоваться собственным умом. Наша задача пробудить и поддержать интерес к Канту и у взрослой аудитории, и у молодежи, и даже у детей. Но, делая это, важно не перейти некую грань, не начать потакать публике, пытаясь удовлетворить её не очень высокие запросы. Нужно не опускать планку, а наоборот – тянуть аудиторию верх, к достижению этой планки.

Многие, ссылаясь на Ленина, говорят, что искусство должно быть понятно народу. Но Ленин так не говорил, его тезис заключался в том, что искусство должно быть понято народом. Он хотел сказать, что людей надо так воспитать, чтобы они стали понимать высокое искусство. И я в этом с ним полностью согласна. Нужно поднимать уровень образования до того уровня, чтобы каждому был понятен Канта, а не опускать Канта до уровня необразованной публики.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version