Общество
В ООН протестуют против «женского обрезания»
Согласно новым статистическим данным ЮНИСЕФ, более 130 миллионов девочек и женщин в мире, в основном – в странах Африки и Ближнего Востока, пережили ритуальную операцию на половых органах.
В Детском фонде ООН напоминают, что подобная практика нарушает права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, право быть свободным от пыток, а также право на жизнь, поскольку такие операции могут приводить к смертельному исходу. Тему продолжит Елена Вапничная.
Калечащие операции на женских половых органах – таков официальный неудобоваримый термин. То, что за ним скрывается – не для слабонервных. Это целый ряд процедур: клитородектомия – частичное или полное удаление клитора; эксцизия – частичное или полное удаление клитора и малых половых губ, а порой и больших. Это не всё. Ещё есть инфибуляция – это когда в результате обрезания половых губ создаётся твёрдое кольцо, сужающее вход во влагалище. Каковы последствия этих манипуляций, больше похожих на средневековые пытки? Объясняет Нафисату Диоп из Фонда ООН в области народонаселения:
«Во-первых, это страшная боль, кровотечение, инфекция, вероятность бесплодия, кисты, нарывы, недержание мочи. У тех, кто подвергся операциям на половых органах, повышается риск кровотечений и гибели при родах. Увеличиваются шансы рождения детей с пониженным весом и смерти новорождённых».
«Женское обрезание» проводится, как правило, у девочек, начиная с раннего детства до 15-летнего возраста. Спрашивается: какие родители в здравом уме пошлют на такую унизительную и болезненную процедуру собственную дочь? Посылают – порядка 3 миллионов девочек ежегодно. Эта практика распространена во многих африканских странах, в ряде государств Азии и Ближнего Востока, а эмигранты привозят её в Европу и Северную Америку. В этих культурах операции на женских гениталиях являются неотъемлемой частью воспитания девочек и подготовки их к замужеству. Считается, что они подавляют либидо девушки, а значит, помогут устоять ей перед «незаконными» сексуальными отношениями – как до замужества, так и после. Например, девушка, у которой сужен вход во влагалище, не вступит в добрачную половую связь из страха боли и из боязни, что это обнаружится. В некоторых общинах верят, что удаление в кавычках «мужских» и «нечистых» частей тела поможет девушке сохранить «чистоту» и «скромность». Экспертов ООН тревожит, что всё чаще процедуры, для которых нет никаких медицинских показаний, проводят медики. Нафисату Диоп не согласна с теми, кто считает участие медработников «меньшим из двух зол»:
«Некоторые считают, что если эту операцию будут совершать медики в должных условиях, с использованием анестезии и стерильных инструментов, женщине будет легче её перенести. Возможно, в таком случае удастся свести к минимуму какие-то последствия, например, боль, шок, кровотечение, смертельный исход. Но все признают, что даже если эту процедуру проведёт медик, никуда не денутся риски, связанные с родами, а также негативное влияние на сексуальное поведение и на эмоциональное состояние».
По словам Элис Йохансон из ВОЗ, работники здравоохранения проводят порядка 18% калечащих операций на женских половых органах:
«Это вызывает серьёзную озабоченность, ведь медработники по сути дела способствуют нарушению прав девочек. Их участие придаёт этой процедуре легитимность и создаёт впечатление, что она безвредна или даже полезна для здоровья. Не говоря уже о том, что это подрывает глобальные усилия по искоренению подобной практики».
ООН объявила войну «женскому обрезанию» ещё в 1997 году. И успехи есть. Нафисату Диоп объясняет, что среди подростков от 15 до 19 лет доля тех, кто перенёс операции на гениталиях, значительно меньше, чем среди женщин старше 35-ти:
«Могу привести пример Эфиопии, где удалось добиться больших успехов: доля девочек, подвергающихся обрезанию, сократилась с 81 до 62%».
Нафисату Диоп признаёт, что всё равно цифры – очень высокие. Ключ к успеху – просвещение населения, диалог с законодателями, лидерами общин, религиозными деятелями, родителями. Ну, а медикам, наносящим увечья девочкам, Нафисту Диоп напоминает о главной заповеди клятвы Гиппократа – «Не навреди!»