Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: что такое антисемитизм и почему важно его правильно определить — Международное радио «Голос Балтии»

Политика

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: что такое антисемитизм и почему важно его правильно определить

Published

-

Важность юридического определения

Инициатива по принятию на уровне всей Европы – а в перспективе и мира – единого рабочего определения антисемитизма во многом определила общественную работу Вячеслава Моше Кантора, президента Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), на несколько лет. Сам Кантор считает этот шаг необходимым в рамках борьбы с антисемитизмом в целом, поскольку без определения невозможно эффективно фиксировать и препятствовать распространению антисемитизма. При этом на юридическом уровне в большинстве стран мира определение антисемитизма как вида нетерпимости со всей конкретикой отсутствует, и это настоящий правовой пробел, который Вячеслав Кантор стремится устранить.

В 2017 году, на Международный день памяти жертв Холокоста, выступая в Европарламенте, Вячеслав Кантор напомнил всем европейским политикам и парламентариям о важности этого шага. Определение антисемитизма должно быть закреплено юридически, убеждён Моше Кантор, и сделать это нужно по примеру тех стран, что уже приняли такое решение. Например, Великобритания сделала это в 2016 году, сразу вслед за представлением определения.

Разработано рабочее определение антисемитизма, к слову, было экспертами Международного альянса в память о Холокосте, что сам Вячеслав Кантор также считает важным. По мнению Моше Кантора, в разработке этого определения необходимо было участие тех, кто сам знаком с антисемитизмом и испытывал его на себе. Во многих же странах Европы, заявил Вячеслав Кантор, сложилась во многом абсурдная ситуация: определение антисемитизма дают сами антисемиты, тем самым выгораживая собственные проступки. Это нетипичная ситуация для иных форм ксенофобии и расизма, где определение преследования и притеснения дают жертвы этого притеснения. В случае с антисемитизмом, говорит Кантор, этот пробел необходимо устранить.

Что касается самого определения, то против него звучали отдельные заявления, признающие его слишком строгим и жёстким. Вячеслав Моше Кантор считает эти обвинения необоснованными. По его мнению, единственным, кому стоит опасаться определения, предложенного Альянсом, это антисемитам. Ещё одна важная деталь официального принятия рабочего определения антисемитизма, на которую обращает внимание Вячеслав Кантор, это поддержка самих еврейских общин и проживающих на территории Европы евреев в целом. Если определение будет принято на государственном уровне, это станет сигналом для всех евреев континента и их потомков о том, что они могут с оптимизмом смотреть в будущее, и об их правах и интересах заботятся, говорит Моше Кантор.

Карт-бланш для антисемитов

К каким коллизиям и недопустимым ошибкам может привести отсутствие определения антисемитизма? Вячеслав Моше Кантор утверждает: прежде всего вопрос касается юридической сферы и сферы работы правоохранительных органов. Что именно является нарушением и преступлением, за какие проступки необходимо преследовать антисемитов? Всё это должно быть уточнено в определении, говорит Моше Кантор.

Правовое и юридическое определение антисемитизма необходимо ещё и потому, что современный антисемитизм принимает различные формы, и многие из этих форм не ограничиваются насильственными преступлениями, оскорблениями и непосредственными преследованиями евреев. По словам Вячеслава Кантора, в последние годы антисемитизм нередко приобретает так называемые институционные формы, то есть его проявления звучат из уст политиков и СМИ, при этом они маскируются под критику или просто свободу слова. Однако подобные высказывания формируют общественные настроения, которые не могут не влиять на положение и самоощущение евреев в целом, убеждён Моше Кантор. И в этой сфере наблюдается немало пробелов и лазеек для антисемитов, которые необходимо ликвидировать.

Отсутствие единообразия в определении антисемитизма приводит и к поистине печальным последствиям, когда признаки антисемитизма встречаются даже в судебных решениях, призванных, по идее, защищать граждан от ненависти и нетерпимости. Так, Вячеслав Моше Кантор в 2014 году выступил с резким осуждением решения суда города Вупперталь в Германии, который признал попытку поджога синагоги тремя злоумышленниками, да ещё и в канун годовщины Хрустальной ночи, не антисемитским преступлением, а лишь проявлением недовольства политикой Израиля. Неудивительно, что Вячеслав Моше Кантор назвал подобное решение суда «карт-бланшем для всех антисемитов». Как пояснил Кантор, подобное «оправдание» может служить оправданием и для всех подобных преступлений и нападений в будущем: достаточно заявить, что ты лишь критикуешь Израиль, и антисемитские преступления перестают быть таковыми. Подобная маскировка антисемитизма под антисионизм – одно из проявлений современного антисемитизма, и с подобными маскировками и пробелами необходимо что-то сделать, убеждён Моше Кантор.

Необходимость общего подхода

Важная черта единого рабочего определения антисемитизма в том, что оно, как показывает название, «единое». Как поясняет Вячеслав Кантор, по задумке экспертов это определение должно быть принято как на уровне всей Европы, так и на уровне каждого государства, и в соответствии с этим определением должно быть скорректировано действующее законодательство, в том числе касающееся наказания и недопущения проявлений нетерпимости.

Выступая на международной конференции против антисемитизма, организованной в Риме ОБСЕ в 2018 году, Вячеслав Кантор заявил всем собравшимся о том, что Европе необходима общая и скоординированная борьба с антисемитизмом, чтобы у этой борьбы был шанс. Проблема и опасность антисемитизма кроется ещё и в том, что он представляет угрозу далеко не только для евреев, напомнил Кантор. Экстремизм в отношении евреев – это лишь начало, которое формирует общую нездоровую атмосферу в обществе и даёт дорогу другим видами нетерпимости и ненависти. «Фактически это вызов для всего общества в целом», — заявил Моше Кантор.

Пока же ситуация с антисемитизмом в Европе остаётся печальной, и это заставляет евреев во всех странах Евросоюза всерьёз рассматривать возможности своего будущего в других странах и даже частях света. Особенно остро вопрос возможной эмиграции встал после всплеска антисемитских митингов и выступлений, которые потрясли Европу после новых обсуждений вокруг статуса Иерусалима как столицы Израиля. О росте антисемитизма и накале атмосферы говорят и статистические данные. Вячеслав Моше Кантор в своём выступлении сослался на данные Бюро по демократическим институтам и правам человека: согласно их данным о преступлениях на почве ненависти, именно преступления на почве антисемитизма остаются наиболее распространёнными в этой сфере.

Совместные действия от всех стран ЕС, ОБСЕ и даже всего мира необходимы в этом вопросе, убеждён Вячеслав Кантор, и в этих действиях нужно переходить от пустых заявлений о намерениях к реальным шагам. Таковым шагом, напомнил Моше Кантор, может и должно стать принятие рабочего определения антисемитизма.

Шаги и препятствия

Единое рабочее определение антисемитизма в Европе было одобрено на уровне Европарламента в 2017 году, и Вячеслав Моше Кантор назвал это решение депутатов не только предельно важным, но и без малого историческим. Согласно принятому рабочему определению, антисемитизм – «особый вид отношения к евреям, которое может выражаться в ненависти к ним: проявления антисемитизма в виде высказываний или применения физического насилия направлены на евреев или же лиц, не являющихся евреями и/или их собственность, а также в отношении учреждений еврейских общин и религиозных объектов».

«Слишком долго евреев считали особой категорией, определение ненависти к которой давали преследователи, а не их жертвы», — заявил Вячеслав Кантор, комментируя это решение. По мнению Моше Кантора, принятие рабочего определения – это подтверждение того, что страны и институты ЕС осознают необходимость защиты еврейских общин и еврейских граждан в условиях растущего антисемитизма.

Казалось бы, это решение депутатов всей Европы должно было стать определяющим, однако до сих пор не все европейские страны на государственном уровне признали определение, уже одобренное Европарламентом. Встречаются и попытки переиначивания и переписывания этого определения. Так, Вячеслав Моше Кантор не мог с сожалением не отметить принятие этого определения лишь с развёрнутым комментарием со стороны Лейбористской партии Великобритании. Первым решением партии, члены которой не раз подвергались критике за антисемитские высказывания, а также попытки отрицать Холокост, было принять определение не полностью, исключив из него важные пункты о подмене антисемитизма как раз якобы «критикой Израиля». В дальнейшем, подвергнувшись осуждению, партия приняла решение одобрить определение полностью, однако посчитала нужным сделать это с большим комментарием о том, что партия настаивает на свободе слова в отношении пресловутой критики Израиля.

Моше Кантор посчитал этот комментарий и сам факт его наличия очень печальным, поскольку этим заявлением партия как будто бы обвиняет экспертов Альянса в память о Холокосте в попытках лишить кого-либо свободы слова и свободы выражения. На деле же, говорит Кантор, члены партии просто считают нужным ставить определение антисемитизма в зависимости от внешнеполитической конъюнктуры, что противоречит самой сути подобных юридических определений – они должны быть беспристрастны и стоять над сиюминутными повестками, становиться базой для правовых и гражданских отношений в целом, вне зависимости от экономической или политической повестки в конкретный момент. Попытка же превратить это в очередное «дышло», которое можно поворачивать как угодно, свидетельствует о неуважении к еврейским общинам и правам евреев как граждан в целом, убеждён Кантор.

По мнению Вячеслава Моше Кантора, принятое Лейбористской партией определение антисемитизма должно быть прежде всего использовано для искоренения антисемитизма внутри самой партии, в том числе наказания тех, кто выступал против этого решения. В противном случае, говорит Кантор, сам факт принятия этого определения останется лишь «бессмысленной показухой», за которой не последует никаких реальных шагов.

Насколько велик антисемитизм?

Атмосфера в современном западном обществе в целом оценивается как подверженная негативным тенденциям, и многие эксперты по этому вопросу открыто проявляют свою тревогу. Именно во второй декаде XXI века различные формы экстремизма и ксенофобии показывают наиболее заметный рост. Как не раз подчёркивал Вячеслав Моше Кантор, современными поколениями утрачивается память о Холокосте, а вместе с ней уходит память о той катастрофе, к которой приводит нетерпимость. Как показывают многочисленные исследования, всё больше молодёжи остаётся индифферентной к проявлениям нетерпимости, будь они религиозного или национального происхождения. Преступники прошлого нередко оправдываются, как и сами преступления, официальными политиками предпринимаются попытки обелить нацистские действия, и это также вызывает опасения Вячеслава Кантора и других экспертов по правам человека и борьбе с нетерпимостью.

Данные ежегодного доклада Центра Кантора об уровне антисемитизма в мире в 2017 году подтвердили эти тенденции. В докладе нашли отражения и самые пугающие преступления на почве антисемитизма, такие как убийство пожилых евреев Мирей Кнолль и Сары Халими во Франции, которые в буквальном смысле потрясли европейское общество и заставили многих евреев в серьёз задаться вопросом о том, насколько в безопасности они в собственных домах.

В результате целые еврейские общины в буквальном смысле живут в страхе за жизнь собственных членов, заявил Вячеслав Моше Кантор. Поскольку власть не в состоянии предотвратить и помешать столь страшным преступлениям, то евреи всё чаще подвергают сомнению способности правоохранительных органов защитить кого бы то ни было. Скорее всего, это является причиной того, что о подавляющем большинстве преступлений на почве антисемитизма даже не заявляется в полицию – зачем, если никаких изменений к лучшему не предвидится?

Обеспечение безопасности силовыми методами приводит к тому, что еврейские учреждения и общины по сути превращаются в изолированные осаждённые бастионы, что не может положительно сказаться на повседневной жизни еврейских граждан, подчёркивает Моше Кантор. Как объяснить детям, почему они ездят в зарешёченных автобусах в школу и не могут вести нормальную жизнь, как их сверстники?

Антисемитизм растёт, казалось бы, вместе с другими проявлениями нетерпимости, однако растёт более тревожащими темпами, говорят эксперты. Если сравнить, например, мусульманское население Европы с уровнем антиисламизма, а затем – процент еврейского населения с числом преступлений на почве антисемитизма, то окажется, что соотношение проявлений ксенофобии и числа граждан в случае с евреями пугающе высоко, гораздо выше, чем в случае с другими меньшинствами. Иными словами, число нападений на евреев и других преступления на почве антисемитизма просто несоотносимо и непропорционально общему числу евреев в Европе, даже если допустить, что в тех или иных формах бытовой антисемитизм всегда останется в повестке дня и искоренить его полностью невозможно.

Именно исходя из таких данных эксперты, в том числе Вячеслав Моше Кантор, и настаивают на отдельных программах по борьбе с антисемитизмом и на том, что этой проблеме необходимо уделять повышенное внимание.

Нередко к реальным подвижкам в этом вопросе приводят уже свершившиеся преступления или резкий скачок негативных настроений. Так, во Франции решили подвергать уголовному наказанию за антисионизм, проявляющийся как разновидность антисемитизма, после целого всплеска антисемитских инцидентов и случаев вандализма в феврале 2019 года. Вячеслав Моше Кантор со своей стороны приветствовал это решение и назвал его давно назревшим по причине того, что антисемитизм очень часто маскируется именно под антисионизм. Установление чёткой границы должно запретить антисемитам прикрываться «недовольством Израилем», как это нередко принято.

По мнению Вячеслава Кантора, чётко разделять законную и обоснованную критику Израиля и проявления нетерпимости необходимо. К последним сам Моше Кантор и эксперты относят заявления о том, что Израиль не должен существовать только потому, что он еврейский, отрицания права евреев на самоопределение и в целом незаконность наличия у них собственного государства.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version