Новые стандарты образования не нашли поддержки в РАН — Международное радио «Голос Балтии»

Главное

Новые стандарты образования не нашли поддержки в РАН

Published

-

Российское школьное образование с тревогой ожидает новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): многие эксперты прямо говорят, что документы, подготовленные Минобрнауки, являются шагом назад в деле внедрения современного подхода к образовательному процессу, сужая возможности для школьника делать собственные выводы на основе получаемых сведений, способствуют зубрёжке, а не познаниям. И, кроме того, несут коррупционные риски, о которых в письме на имя профильного Ольги Васильвой, сообщил академик и вице-президент Российской академии наук Юрий Балега.

По словам автора более 300 научных работ, заинтересованные в госконтрактах на печать учебников и сопутствующей учебной и классической литературы издательства активно сотрудничают с авторами новых стандартов, что, конечно, не добавляет прозрачности процессу и снижает эффективность образования: ведь скорее всего авторам ФГОС и писать новые учебники. Балега также указывает и на созданные условия, при которых экспертиза может стать инструментом в борьбе конкурирующих научных школ. И такие факты уже имели место: академик приводит в качестве примера исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой.

Исправить ситуацию можно в том числе и возвратом возможности РАН участвовать в экспертизе учебников, что позволит избежать как конкурентной борьбы, так и заскорузлости в учебных программах. Юрий Балега предложил Минобрнауки стать более открытым и помимо создания площадки для общественного обсуждения стандартов, публиковать на сайте данные экспертных заключений для формирования нового перечня учебников.

Экспертов беспокоит желание министерства коренным образом сократить количество учебников по предметам. Мол, их слишком много, слишком велико разнообразие, которое мешает образованию. Для примера: в федеральном перечне числится более 80 учебников по русскому языку, литературе и английскому языке — по каждому предмету. Ольга Васильева уверена, что учебников должно быть не более двух-четырёх.

Но это не нравится многих экспертам, поскольку вызывает справедливые опасения насчёт качества этой учебной литературы. Сейчас учитель может выбрать из большого количества нужные ей учебники, а при новых стандартах такой роскоши не будет: педагоги будут обязаны учить школьников по одним предметам, предлагать им одни и те же темы и, главное, вкладывать в их головы уже сформулированные выводы, лишая напрочь детей возможности самостоятельных познаний и не стимулируя их к творчеству и креативному мышлению — тем навыкам, которые им предстоит пользоваться в современном мире. Кроме того, Минобрнауки требует ввести жёсткое распределение художественных произведений по годам обучения и невариативный список литературы. Против этого, как в целом против новых ФГОС высказались члены Гильдии словесников, указавшие на множество проблемных моментов стандартов, ухудшающих образовательный процесс.

Критически к новым стандартам отнесли и ректоры ведущих вузов России, указавших, что министерство отчего-то решило сделать упор не на результат образования — знания, а на сам процесс, который стал излишне детализирован, насыщен устаревшими концепциями и терминами, и предлагающий школьникам зубрёжу вместо развития потенциала, затхлость вместо познания мира. Беспокоит профессионалов и то, что из стандартов фактически исключаются так называемые метапредметные результаты — то есть оценка возможности школьника самостоятельно осваивать материал, анализировать информацию, развиваться и переучиваться. Словом, качества современного человека оказались малонужными ведомству Васильевой.

Юрий Балега не только критикует, но и предлагает. В частности, академик уверен в необходимости создания независимого совета с привлечением опять же независимых экспертов, который будет разрешать споры в случае возникновения разногласий. Кроме того, работу по отбору лучших учебников необходимо сделать постоянной. «РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — пишет вице-президент РАН.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version