Главное
ФГОС из прошлого: Минобрнауки подверглось жесткой критике за новые образовательные стандарты
Без муки нет и науки. Видимо таким принципом руководствовалось министерство образования России при создании новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые должны привнести в российские школы глоток свежего воздуха. Однако пока повеяло пылью и стариной. С критикой предложенных стандартов выступили более пятисот учителей литературы, написавших открытое письмо министру Ольге Васильевой. Теперь же министерство получило удар с фланга: ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, ознакомившись с проектами ФГОС, назвал их устаревшими с точки зрения современной науки.
То есть, ещё на бумаге, не воплощённые в жизнь, а разработка Минобрнауки уже начала обращаться в тлен. Между тем, ФГОС — важная с точки зрения образования вещь, поскольку именно на их основе пишутся учебные программы и учебники. Специалисты в один голос твердят, что написанный документ нуждается в серьёзной доработке, поскольку уж слишком много трепетных тем оказалось либо вовсе не раскрыто, либо раскрыты поверхностно. Именно об этом и говорит Кузьминов, отмечая, что министерство фактически отказывается от оценки метапредметных знаний — творческое, критическое и аналитическое мышление, — оценивая их лишь роботизированной общей оценкой знания предмета. Кроме того, не раскрыта возможность углубленного и ускоренного изучения тех или иных предметов, отмечает РБК.
Кузьминов указывает и на устаревшие понятия, использованные в стандартах, а также те, которые достаточным образом не описаны в научной литературе. Это, в частности, «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности».
Ректор ВШЭ уверен, что разработка Минобрнауки нуждается в тщательном обсуждении и экспертизе. С ним согласен другой ректор — ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау, предложивший внести в стандарты хорошо устоявшиеся понятия, в том числе ВВП, инвестиции или же спроса-предложения.
Но, пожалуй, самая разгромная критика прозвучала от учителей представителей гильдии словесности: порядка пятисот учителей литературы подписали открытое письмо, в котором поставили перед министерством множество острых вопросов, в том числе по жесткому распределению списка литературы, его огромному наименованию — 235 произведений, которые школьнику необходимо пройти за пять лет, — а также о том, что министерство исключило популярные у детей и их родителей современную литературу. Выводы подписантов предельно критичные: «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия».
В свою очередь директор Федерального института развития образования Александр Асмолов высказался ещё более категорично: «Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов». Сам документ он назвал «стандартами юрского периода».
Более того, многие уверены, что новые ФГОС станут источников прибыли для некоторых издательств, которые приложили руку к их написанию, а теперь ожидают бюджетных ассигнований на выпуск учебников и сопутствующей литературы по предложенным стандартам.
Ольга Васильева с критикой не соглашается, наоборот педалирует их скорейшее принятие. В министерстве образования заявили, что намеренно отказались от излишней вариативности программ, поскольку таковая якобы оказывает большую нагрузку на школьника при переходе из одной школы в другую. Но, как известно, ученье без уменья — не польза, а беда.