Троллейбусы: всё ещё актуальны, экологичны и безопасны? — Международное радио «Голос Балтии»

Экономика

Троллейбусы: всё ещё актуальны, экологичны и безопасны?

Published

-

Сергей Сизиков

Общественный транспорт в российских городах до сих пор пестрит своей яркостью и разнообразием: где-то уже не встретить трамваев, в иных – до сих пор на троллейбусах развозят пассажиров. Многие города отказались от электротранспорта в пользу обычных автобусов и микроавтобусов, а города-миллионники, наоборот, приходят к пониманию, что общественный транспорт, работающий на электричестве, гораздо удобнее, а главное – экологичнее. Москва в этом смысле может дать фору любой мировой столице.

Эксперт в сфере электроэнергетики Сергей Сизиков оценил возможности российских городов в части использования электротранспорта. И если Москва может позволить себе электробусы, то другие – пока ограничены троллейбусами. Но насколько экологичны и безопасны они?

— У городов-миллионников больше возможностей для перехода от недостаточно экологичных автобусов к более безопасному для окружающей среды троллейбусу. С одной стороны, вместо тысячи неэкологичных автобусов будет тысяча экологичных троллейбусов, но, с другой стороны, сотни тысяч вредящих экологии машин с улиц городов никуда не денутся. Разве это не капля в море?

— Необходимо подходить к этой проблеме как с точки зрения влияния на экологию, но и в части экономики. Троллейбусы, как вид транспорта, существуют уже больше 90 лет. Еще в 30-е года ХХ века предпринимались попытки создания электрических автономных автобусов, но запас хода и мощности таких средств передвижения были существенно ограничены, так как в то время была недостаточно развита технология производства аккумуляторов. Только в 2010-х гг. в повседневной эксплуатации появились троллейбусы с автономным ходом, хотя экспериментальные образцы такого вида транспорта существовали уже во времена СССР.

Теперь мировая автоиндустрия развивается семимильными шагами, предлагая всё больше автомобилей, работающих на электричестве. Эти технологии определённо дойдут и до общественного транспорта, к которому предъявляются повышенные требования в части автономности и запаса хода. Возможность автономного хода повышает маневренность подвижного состава и сокращает стоимость необходимой для его эксплуатации инфраструктуры.

Но если в городе отсутствует инфраструктура для движения троллейбусов, то, конечно, городским властям будет дешевле закупить автобусы, работающие на газомоторном топливе. Создать условия для эксплуатации троллейбусов будет довольно дорого. Да и в целом, автобусы, работающие на газомоторном топливе, вполне способны конкурировать с троллейбусами, так как имеют низкий уровень выброса углеводородного следа. А в экономическом плане автобусы на газомоторном топливе имеют преимущество – не нужно содержать многокилометровую контактную сеть, постоянный персонал для обслуживания и ремонта и тому подобное.

Поэтому чем беднее регион, тем чаще в нем закрываются маршруты трамваев и троллейбусов. Это не касается столицы, в ней все троллейбусы были ликвидированы для разгрузки дорог.

— Насколько далеко Москва оторвалась от других мировых столиц в развитии электротранспорта?

— В Москве на сегодняшний день уже больше 800 электробусов. Это мировой рекорд. В Берлине, к примеру, всего 18. Но в Евросоюзе с 2025 года вступают в силу новые правила, из-за которых автопроизводители будут сокращать выпуск обычных автомобилей в пользу электрических. США, Великобритания, некоторые страны Евросоюза уже заявили о запрете с 2030-2035 года выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому с каждым годом количество электротранспорта будет увеличиваться как за рубежом, так и в нашей стране.

— Насколько чаще крупные низкопольные автобусы попадают в ДТП в отличие от электротранспорта?

— Это вопрос из разряда о том, какая машина – красная или белая – попадёт в ДТП быстрее. Для участников дорожного движения особой разницы нет – автобус едет или троллейбус. Ведь необходимо учитывать ещё и опыт водителя, его манеру езды. У каждого они индивидуальные. Скорее на аварийность влияет развитость дорожной инфраструктуры, чем источник энергии, заставляющий колёса вращаться. Но в случае аварии троллейбуса неприятных последствий может быть существенно больше – от нарушения маршрутной линии, и до образования огромных пробок, влекущих убытки как для перевозчика, так и для других участников дорожного движения.

— Если сравнивать троллейбус и автобус одинаковой вместительности, то какой из этих видов транспорта бюджетнее? Учитывая расходы на инфраструктуру, персонал, обслуживание и закупку, а также срок службы…

— Имеющаяся в городе контактная сеть – большое преимущество. Если она ещё и в хорошем состоянии, не требуя значительных капитальных вложений, то использовать троллейбусы довольно выгодно. Но такое, к сожалению, бывает достаточно редко. В большинстве случаев эта инфраструктура требует серьёзных вложений, а потому автопарки регионов состоят, в основном, из автобусов.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version