Деньги из воздуха: европейская пресса задала неудобные вопросы Дмитрию Мазепину — Международное радио «Голос Балтии»

Экономика

Деньги из воздуха: европейская пресса задала неудобные вопросы Дмитрию Мазепину

Published

-

Проблемы Дмитрия Мазепина с европейским бизнесом могут негативно отразиться на карьере его сына — талантливого гонщика «Формулы 1» Никиты Мазепина, выступающего за команду Haas. Российский миллиардер вложил в карьеру сына около 20 миллионов евро, но всё может пойти прахом из-за санкций, введённых против российских спортсменов.

Несколько дней назад бывшая коммерческий директор Caterham и экс-менеджер другого российского пилота Formula 1 Виталия Петрова Оксана Косаченко отметила, что до гонок Никиту Мазепина действительно могут не допустить. Или потребуется специальный допуск от организаторов гонок.

Российский журнал «Компания» рассказывает о расследовании влиятельной датской газеты Politiken, касающегося бизнеса Дмитрия Мазепина — российского миллиардера впрямую обвиняют в нарушении закона, мошеннических сделках по продаже иностранным компаниям квот на выбросы в атмосферу углекислого газа, которые строго нормируются европейским законодательством. Едва ли столь авторитетное издание стало бы писать об этом, не имея подтверждающих на то документов.

Датские журналисты указывают, что около 180 миллионов долларов Мазепин якобы получил от продажи углеродных компенсаций от 400 европейских компаний в 24 странах ЕС «в рамках схемы, которую эксперты охарактеризовали как мошенничество».

Схема была довольно простой: «ГалоПолимер», принадлежащая Мазепину, с 2008 по 2015 годы продала около 50 миллионов тонн углеродных кредитов — то есть европейские компании фактически заплатили за возможность дополнительно выбросить в воздух порядка 50 миллионов тонн углекислого газа. А это, на минуточку, больше всех выбросов такой страны как Дания. Очевидно, бизнес довольно прибыльный и деньги буквально из воздуха. Взамен «ГалоПолимер» обязалась на 50 миллионов тонн сократить свои выбросы в России. Позвольте, но раз это равняется выбросам всех предприятий Дании, то что же такое производит «ГалоПолимер» и каких оно размеров как производство?

Ламберт Шнайдер, координатор исследований немецкого Öko-Institut и член Исполнительного совета Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) Механизма чистого развития (CDM) заявил Politiken, что на его взгляд вся эта бизнес-деятельность по продаже углеродных квот не более чем мошенничество. Вместе с Аней Коллмус Шнайдер подробно проанализировал климатические проекты компании «ГалоПолимер», обнаружив, что заводы «искусственно умножили» производство сильнодействующих парниковых газов HFC23 и SF6. Впоследствии заводы уничтожали те газы, за счет которых получали кредиты от ООН.

Публикация в датской газете также сообщает читателям невероятный факт: продажа углеродных кредитов приносила «ГалоПолимер» до 39% всех годовых доходов. Эксперты даже не берутся анализировать суммы, полученные миллиардером от этого вида деятельности. В 2015 году Мазепин продал «ГалоПолимер» своему деловому партнеру Михаилу Генкину. Сейчас Мазепин сосредоточен на развитии компаний «Уралхим» и «Уралкалий» — крупнейших производителей удобрений в России. В последние два года он вел переговоры с несколькими восточноафриканскими президентами, планируя заняться продажей удобрений и строительством заводов в Кении, Зимбабве, Мозамбике и других странах.

«За Мазепиным стоит много скандалов, как личных, так и в его компаниях, где его обвиняют в вымогательстве у конкурентов», — рассказал изданию Politiken заместитель директора Transparency International в России Илья Шуманов.

Датские журналисты также удивились, что Россия назначила государственный Сбербанк продавать углеродные кредиты Европе, поскольку в европейских странах этим обычно занимаются министерства энергетики или климата. Но именно Сбербанк финансировал развитие «Уралхима», как и выдал «ГалоПолимеру» 50 миллионов углеродных кредитов для последующей продажи. Выглядит несколько странно, если учесть, что владелец компании должен был банку миллиарды.

Почему этой историей с углеродными кредитами и Мазепиным заинтересовались датские журналисты? А потому что датские компании были среди тех, которые купили у «ГалоПолимера» квоты и выбросили в атмосферу более 2,6 миллиона тонн углекислого газа. Поскольку датские граждане и правительство очень чувствительны к вопросам экологии, эта тема весьма заинтересовала журналистов, которые и начали расследование.

Помимо датских предприятий в сделках с «ГалоПолимером» были замечены шведская Cementa AB, норвежская ConocoPhillips и немецкие металлургические гиганты Salzgitter AG, Rogesa и ThyssenKrupp.

При этом представители Cementa AB выразили сожаление тем, что приобрели права на выбросы, которые, как выяснилось, происходили из проекта, не приведшего к реальному снижению негативного воздействия на климат.

«Ключевой вопрос — научились ли мы чему-то в отношении данного дела? И будут ли приняты во внимание извлеченные уроки в ходе продолжающихся переговоров о правилах для будущих углеродных рынков, которые являются частью Парижского соглашения ООН?» — задается вопросом автор этого расследования Ламберт Шнайдер.

Возможно, и российскую деловую прессу могли бы заинтересовали темы продажи углеродных квот, а также тот факт, что господин Мазепин и его предприятия вошли в число участников Фонда фондов перспективных промышленных и инфраструктурных технологий. В Европе после подобных публикаций такое, конечно, едва могло случиться. Уж слишком там дорожат репутацией.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version