Кенес Ракишев: добыча кобальта — выгодный бизнес, но рынок нестабилен из-за Конго — Международное радио «Голос Балтии»

Экономика

Кенес Ракишев: добыча кобальта — выгодный бизнес, но рынок нестабилен из-за Конго

Published

-

Недалёк тот день, когда на рынке кобальта разразится кризис. Этот жаропрочный и износостойкий металл широко применяется при производство автомобильный аккумуляторов и батарей смартфонов. Спрос на кобальт растёт огромными темпами, а вот его добыча — не так быстро.

Ежегодно спрос на этот металл составляет до 123 тысяч тонн, а к 2025 году поднимется до 200 тысяч тонн. Из-за широкого распространения электрокаров кобальт всё более активно осваивается крупнейшими автомобильными гигантами. Через 6 лет только авторынок будет потреблять до 63 тысяч тонн.

А раз есть спрос, значит и цена на металл растёт пропорционально: с конца 2015 года по нынешний день кобальт подорожал более чем в 2,3 раза. Эксперты ожидают кризиса ввиду того, что более половины всей добычи металла сосредоточено в одной стране — в Конго, где в основном используется ручной труд. За год доля Киншасы в цепочке поставок кобальта превысила 70%, так как добычу в Конго начали принадлежащие китайцам компании и новичок на рынке — люксембургская Eurasian Resources Group. Согласно Darton Commodities, в 2019 году эта доля достигнет 75%.

Аналитики уверены, что поведение правительства Конго никак не способствует увеличению добычи кобальта, а «дочка» Glencore — Katanga Mining, — владеющее в африканской стране крупным кобальтово-медным рудником — заявила о том, что ввиду проблем с правительством не сможет продавать кобальт до 2020 года.

Разумеется, на рынок пытаются зайти многие игроки. К примеру, Австралия. Азиатско-тихоокеанские производители уже заключили многомиллионные соглашения с местными рудниками. Так, китайский конгломерат Shanghai Pengxin заплатил 57 миллионов долларов за 16% Clean TeQ — торгуемой на ASX компании, которая планирует ещё построить никель-кобальт-скандиевую шахту примерно в 350 километрах от Сиднея.

Ещё одним источником кобальта может стать Казахстан: один из крупнейших бизнесменов страны Кенес Ракишев заявил, что готов вложиться в добычу металла на востоке страны, используя при этом относительно недорогую технологию — выщелачивание. Эта технология применяется при добыче, к примеру, урана. Бизнесмен владеет компанией KazCobalt, и та готова выйти на рынок акций. «Если технология сработает на никеле и кобальте, то затраты на добычу окажутся самыми низкими в мире. Это вселяет оптимизм», — говорит Кенес Ракишев.

По его словам, в России крупнейшим производителем кобальта является «Норильский никель», но тут добыча металла — лишь сопутствующее производство при добыче никеля. «Сегодня важно провести диверсификацию и снизить себестоимость производства. Тогда рынок будет стабильным» — полагает Ракишев.

Отметим, Кенес Ракишев актив развивает в России добычу золота и железной руды — в рамках Petropavlovsk с долей 22,4%, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже. По версии журнала Forbes входит в список 50 богатейших бизнесменов Казахстана.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version