Экономика
Сбербанк получил $1 млрд прибыли, навязав Транснефти грабительскую сделку
Ученый считает, что по «замыслу» Сбербанка сделка должна была обеспечить Транснефти дополнительное финансирование для обслуживания купонных выплат по ее облигациям. Но в итоге Транснефть понесла астрономические потери в размере 1 млрд. долларов, которые получил Сбербанк. При этом стоит заметить, что потери Транснефти способны обанкротить любую компанию несколько меньших размеров.
Алексей Буренин отмечает, что в текстах Постановления Апелляционного суда, утверждается, что условия сделки «были симметричными и не нарушали баланса сторон». В сделке Транснефть была продавцом опциона, однако в отличие от Сбербанка она преследовала не спекулятивную цель, а стремилась решить задачу получения дополнительного финансирования для обслуживания платежей по своим облигациям.
В свою очередь риск потерь Сбербанка сводился только к сумме уплаченной премии. Но даже этот риск банк уменьшил за счет того, что убедил Транснефть купить у него абсолютно ненужный Транснефти опцион пут.
По мнению Алексей Буренина, только за счет того, что Сбербанк навязал Транснефти опцион пут и увеличил в связи с этим номинал опциона колл на 260 млн. долларов, Транснефть дополнительно потеряла 8,5 млрд. рублей. Таким образом, Сбербанк навязал Транснефти откровенно спекулятивную сделку.
«Почему же Транснефть после многократных уговоров Сбербанка все-таки согласилась заключить сделку? Объяснить это можно тем, что до этого Сбербанк выступал в роли консультанта Транснефти и не действовал против интересов компании, поэтому у Транснефти не было оснований не доверять Сбербанку».
Ученый отмечает, что оценивая сбалансированность позиций, суд по формальному признаку оценил квалификацию сторон как одинаковую. Но тут необходимо учитывать, что Сбербанк специализируется на операциях с разнообразными производными инструментами. Для Транснефти сделка с барьерными опционами была первым опытом.
По словам ученого, надо помнить, что в игре с валютными опционами, которую Сбербанк вел в 2014-2015 годах, пострадавшими оказалась не одна Транснефть. В числе жертв такой игры лидеры российской промышленности, которые получили миллиардные убытки — «Роснефть» — 122 миллиарда рублей, «Уралкалий» — 36, «Аэрофлот» — 27,4, «Новатэк» — 20, АКХ «Сухой» — 13.5 млрд рублей.
«Мировое соглашение было предложено только АХК «Сухой». По условиям мирового соглашения Сбербанк может возместить «Сухому» половину убытков — 7,8 млрд рублей из 13,5. Другим партнерам Сбербанка …повезло меньше. Как видим, не одна Транснефть понесла убытки в сделках со Сбербанком»,- отмечает Алексей Буренин.