Возглавляющий "Арсеналъ" Сергей Лобанов рассказал о новой системе таможенного транзита — Международное радио «Голос Балтии»

Экономика

Возглавляющий "Арсеналъ" Сергей Лобанов рассказал о новой системе таможенного транзита

Published

-

Журналисты «Дней.ру» побеседовали с президентом существующей с 1997 года СК «Арсеналъ» Сергеем Лобановым.

Именно эта страховая компания является оператором по созданию новой системы международных дорожных перевозок. Ранее ежегодный транзит грузоперевозок через границу Российской Федерации обеспечивался системой МДП, еще известной как TIR. Эта система международных дорожных перевозок контролируется из Швейцарии. Однако, как отметил приглашенный эксперт, необходимость в зависимости от зарубежной системы прошла. И не только потому, что МДП безнадежно отстала от технического прогресса. Есть другие причины, о чем и поведал в интервью Сергей Лобанов.

Для начала лирическое, но необходимое отступление. Когда грузовик с товаром пересекает границу, водитель платит пошлину не на пункте пропуска — таможенная очистка и прием платежей происходят только на складе временного хранения, который может находиться за тысячи километров от пограничного контрольно-пропускного пункта. По дороге к складу с грузовиком может произойти все что угодно, а товар может попасть в свободный оборот. Владелец груза, понятное дело, несет убытки. Однако денежный урон наносится и транзитному государству, на территорию которого по факту ввезен товар, однако таможенная пошлина на него не уплачена. С подобного рода случаями и была призвана бороться МДП, да и другие, локальные механизмы гарантий таможенных выплат. Впрочем, у каждого из таких механизмов помимо несомненных достоинств есть и досадные недостатки.

Главная проблема с МДП, как отметил собеседник издания, заключается в том факте, что ее оператор находится в Женеве. Швейцария, как известно, является членом Евросоюза, с которым в нынешнее неспокойное время у Российской Федерации не самые теплые отношения. Оператор МДП ежедневно получал от российских перевозчиков конфиденциальную информацию об экспортно-импортных грузоперевозках страны, в том числе и о грузах военного и специального назначения. Нужно ли говорить, что это грозило прямыми рисками национальной безопасности России? Аналогичная зависимость у РФ была от VISA и MasterCard, напомнил Сергей Лобанов. На примере Крыма можно было легко проследить за тем, как Запад может легко оставить целый полуостров без системы электронных платежей. Именно поэтому уход от зависимости от МДП видится разумным шагом. А тут еще и техническая отсталость МДП. Работавшие по правилам этой системы государства не раз недополучали средства от таможенных платежей в силу недобросовестного поведения некоторых перевозчиков. Они обнаружили лазейку в «книжках» МДП, в которых не указывалась информация о декларируемой стоимости перевозимого товара. Это позволяло перевозчикам занижать цифры. Возможно, именно поэтому мнения в среде перевозчиков по известию о создании собственной российской системы контроля за транзитными грузоперевозками разделились?

Компания «Арсеналъ» выступает оператором по созданию новой системы. Об этом стало известно после того как она заключила с ФТС России договор поручительства по таможенному транзиту. Это стало возможным благодаря наличию у первой отлаженной инфраструктуры для безукоризненного выполнения взятых перед таможней обязательств. «Арсеналъ» соответствует всем критериям, указанным в соответствующем постановлении Правительства. Компания располагает разветвленной сетью агентов, действующих на территориях сопредельных государств, процессинговыми центрами, обрабатывающими огромные массивы данных, сертифицированными каналами обмена информацией, специальными программами и пр. Такие договоры заключены Федеральной Таможенной службой России еще с несколькими компаниями-поручителями на рынке. Но не все они смогли получить банковские гарантии в уполномоченных банках и обеспечить нужные инфраструктурные условия. Поэтому их договоры поручительства не вступили в силу. Обычная конкуренция, выигрывает сильнейший.

Сергей Лобанов отметил, что интерес к системе уже проявляют соседи – Молдавия, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Иран, Азербайджан, Монголия и Китай. Он выразил уверенность, что ее внедрение на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство, увеличит грузооборот и поступления в бюджет ТС. В результате внедрения такой системы перевозчики получат единый электронный документ, с которым смогут проехать от границы до границы с минимальными временными затратами. В свою очередь государство гарантированно получит все таможенные платежи. Аналогичные «Арсеналъ» таможенные поручители работают в Белоруссии и Казахстане, создаются в Киргизии и Армении. Компания Сергея Лобанова хочет учредить Ассоциацию национальных поручителей Таможенного Союза. Она позволит поспоосбствовать созданию на всем его пространстве единой системы обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите грузов.

По словам Сергея Лобанова, поручительский бизнес по таможенному транзиту только со стороны выглядит легко, но на деле все обстоит гораздо сложнее. Начать стоит с создания инфраструктуры, на что уходит много средств, и далеко не каждый сможет это потянуть. Но просто создать мало — необходимо еще и поддерживать все в работоспособном состоянии. Извлекаемая от грузоперевозок прибыль — куда меньше, чем может показаться со стороны. Базовый сбор с фуры в настоящее время составляет 1500 рублей. Из этих средств стоит вычесть денежное вознаграждение трудящимся в интересах «Арсеналъ» на территории сопредельных государств агентов; оплату услуг банкиров; оплату работы процессинговых центров. Сухой остаток после всех отчислений и составляет прибыль компании. Бесперебойность работы осуществляется посредством дублирования серверов, чтобы в случае выхода из строя одного из них, система переключилась на резервный и ее работа не прекращалась ни на секунду. При сегодняшних объемах даже часовой сбой системы приведет к возникновению многокилометровой очереди из фур на пропускном пункте. Это не только экономический риск, а еще и престиж страны, политический риск, которого ни в коем случае нельзя допустить.

В заключение Сергей Лобанов отметил, что страховая компания «Арсеналъ» способна обеспечивать бесперебойное поступление в казну таможенных платежей, независимо от международной обстановки и вводимых в отношении нашей страны европейско-американских санкций.

Оставить реплику

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version