Общество
Возможно ли обеспечить безопасность детей в интернете
Миллионы людей во всем мире уже не могут вспомнить, какой была жизнь до Интернета и цифровых технологий. Ноутбуки, смартфоны, социальные сети стали незаменимыми инструментами в работе, общественной и личной сферах.
Вместе с тем, подчеркивают в Международном союзе электросвязи, с использованием мобильных устройств и постоянным нахождением в режиме «онлайн» сопряжено немало рисков, которые многие еще не вполне осознали. Самой уязвимой группой населения, конечно же, являются дети.
Подробности – в репортаже Людмилы Благонравовой.
Повернуть ключ в замочной скважине. Привычный повседневный жест, превратившийся для миллионов людей на планете в условный рефлекс. Выходя из дома или квартиры, мы всегда закрываем дверь. Однако, гуляя по просторам интернета, далеко не все проявляют предусмотрительность, оставляя «виртуальные двери» открытыми. Пользователи забывают, выражаясь современным цифровым сленгом, «разлогиниться», то есть зарегистрировать выход из системы. Так личные данные, включая адреса, телефоны, пароли, номера банковских счетов становятся легкой добычей мошенников. Однако у самых уязвимых исследователей интернет-пространства банковских счетов, как правило, нет. Речь – о детях. О том, какие сети могут быть расставлены для них в сети, рассказала представитель Международного союза электросвязи Карла Личчиардело.
«Кибер-запугивание, агрессия, кража личных данных, нарушение права на частную жизнь, обмен сообщениями и фотографиями сексуального характера, порнография. Дети, конечно, не подготовлены ко всем этим рискам. Мы стараемся делать как можно больше, чтобы защитить их».
В наши дни дети начинают пользоваться интернетом в раннем возрасте – с 5-6 лет. Как показывают результаты исследований, в европейских странах почти половина детей может выходить в сеть в своих комнатах, а четверть детей в возрасте от 12 до 15 лет располагают собственными планшетными компьютерами, не говоря уже о мобильных телефонах.
При этом большинство школьников не имеют ни малейшего представления о том, как можно обезопасить свою информацию, ограничить доступ на свои страницы в социальных сетях, и более того, не подозревают даже, что такая необходимость существует. Как сообщают специалисты, такое положение вещей более типично для развивающихся стран.
«Во многих развитых странах уже существует инфраструктура, которая позволяет ограничивать цифровые риски для детей, тогда как в развивающих странах ее нет. С другой стороны, у детей в развивающихся странах нет доступа к такому количеству электронных устройств. Однако они могут свободно пользоваться сетью в общественных местах, в интернет-кафе».
За безопасность детей во всемирной паутине отвечают в первую очередь родители. Но здесь, согласно статистике, существует интересное противоречие. 92% родителей заявляют, что установили четкие правила поведения детей в онлайн-среде, а 34% детей при этом утверждают, что взрослые для них никаких правил не устанавливали.
И, действительно, многие папы и мамы плохо себе представляют, что делают их чада в интернете, и осуждать их за это сложно, поскольку у многих просто нет на это времени. Да и создавать для детей систему тотального контроля и ограничений, как выразились бы специалисты, не педагогично. Тем более, что технологические решения – такие, как применение специальных фильтров на компьютерах, – не всегда эффективны.
Иногда гораздо важнее поговорить с ребенком, постараться объяснить ему, какие риски связаны с использованием интернета, почему существует необходимость в защите личных данных и какие последствия может повлечь за собой посещение сайтов с сомнительным содержанием. Карла Личчиардело:
«К сожалению, если родители не объясняют своим детям, с какими именно опасностями можно столкнуться во всемирной паутине, они всегда могут пойти, например, в гости к своим одноклассникам и там у них всё равно возникнут всё те же проблемы».
В Международном союзе электросвязи говорят о необходимости обучения и поддержки родителей и учителей – в частности в рамках возглавляемой этой организацией Инициативы по защите ребенка в онлайн-среде. Ведь цифровой разрыв между поколениями очень велик. Взрослым подчас очень сложно говорить об интернете и технологиях с детьми, которые научились пользоваться смартфонами раньше, чем писать.