Экономика
За ростом ключевой ставки стоят отдельные топ-менеджеры ЦБ
Признаки нарастающей социальной напряжённости уже видны и в России. Эксперты предупреждают, что рост ключевой ставки приведёт к падению доходов населения и раскручиванию «маховика кредитной кабалы». Однако ЦБ продолжает настаивать на высокой ставке рефинансирования, ставя перед собой целью обуздания инфляции. Впрочем, многие эксперты видят в этом своего рода тормоз, который препятствует насыщению рынка товарами и услугами, а следовательно — снижение конкуренции.
Решения ЦБ последних лет, как считают эксперты, находятся в прямом противоречии с усилиями властей по стимулированию экономического роста, а в выигрыше от них оказываются только финансовые элиты. Более того, поведение зампреда ЦБ Алексея Заботкина наводит на мысль, что под маской непрофессионала он скрывает деятельность, направленную на подрыв национальной экономики. С какой целью она проводится — большой вопрос. Банк России на последнем заседании повысил ключевую ставку с 19 до 21% и обещает очередной рост «ключа» в декабре, несмотря на сопротивление Минфина, Минэкономразвития и Госдумы РФ.
Недавно влияние уровня ставки на инфляцию поставил под сомнение и президент Владимир Путин. С конца июля её увеличили уже на 5 п. п. (или 500 б. п.), и, по логике регулятора, из-за роста стоимости кредитов и цен население должно начать больше экономить, что снизит инфляцию. На деле цены растут и кредиты дорожают, значительная часть населения нищает, но параллельно растёт и инфляция. В сентябре она достигла 9,1% по сравнению с 7,7% в августе.
Зампреда ЦБ Алексея Заботкина не пинает только ленивый, а его имя в экспертной среде уже стало нарицательным — воплощением всего чуждого, что делается в денежно-кредитной политике страны, пишет «Царьград». В первую очередь у многих вызывает оторопеть от того, что говорит этот человек. К примеру, недавно он заявил, что «Центробанк погасил все обязательства перед МВФ» и независим от этой организации. Наблюдатели сразу напомнили, что «это не соответствует действительности, поскольку документальные свидетельства, в частности IV глава «Обязательства в отношении валютного режима» действующего соглашения между МВФ и ЦБ, «опровергают эти утверждения». Зампред Банка России, по словам экспертов, «либо сознательно лжёт, либо не знаком с основополагающими документами, определяющими статус ЦБ».
В ЦБ РФ Заботкин с 2018 года курирует денежно-кредитную политику, а с апреля 2022-го, когда он вошёл в Совет директоров Банка России, несёт за это направление фактически единоличную ответственность. Между тем, эксперты открыто предупреждают, что в России в текущих условиях — при санкциях, большом масштабе параллельного импорта, дефицита кадров на рынке труда и т. д. — высокая ставка может только разогнать инфляцию. Как это произошло в Турции, где ставка давно держится на уровне 45-50%, а цены за последние два года выросли в этой стране в 4-5 раз. Это привело к тому, что население стремительно беднеет, а правительство по-прежнему мечтает сбить инфляцию хотя бы до 40%.
Как считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая, при дальнейшем росте ставки компании без большой финансовой подушки и поддержки государства могут не пережить этот период. «Им придётся уходить с рынка вместе с частью необходимого обществу предложения товаров и услуг», — предупреждает эксперт.
«Повышение ставки будет закладываться производителями в стоимость товаров и может сработать в сторону раскручивания инфляционной спирали», — считает заведующая кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина. В свою очередь председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов говорит вполне очевидные вещи — с текущей ставкой компаниям выгоднее остановить развитие и положить средства на депозит, чем вести бизнес и нести риски, с ним связанные. А инвестиционный банкир Евгений Коган недавнее увеличение ключевой ставки вообще назвал «ядерным ударом» по национальной экономике.
Однако ЦБ в лице своего «рупора» Алексея Заботкина никаких разумных аргументов в пользу повышения ставки не приводит и в сектантском духе призывает «в денежно-кредитную политику ЦБ просто верить».